Онлайн–лагеря предполагают занятость ребенка с утра до вечера. Дети общаются с менторами и друг с другом, участвуют в мероприятиях, которые можно провести с помощью Zoom. Цены и издержки на такой досуг пропорционально ниже обычных в 8 раз.
В детском лагере "Хаглар" впервые опробовали онлайн–формат еще в весенние каникулы. "Когда он только появился, был большой спрос, так как продукт был уникален и нов для потребителя", — сообщила Анастасия Семенидо, руководитель отдела PR и рекламы "Хаглар". Однако летние лагеря уже не привлекают большое количество клиентов. Валерий Астанчук, председатель Ассоциации программных детских лагерей, отмечает, что уровень заявок на 90% ниже, чем на офлайн–смены.
Юрий Гольденштейн, заместитель директора лагеря "Умные каникулы", также сообщает, что уровень спроса в 10 раз ниже. Однако онлайн привлек новых клиентов: около 20% участников прошедшей 25–29 мая смены — это новая аудитория, которая решила познакомиться с командой и интернет–программой лагеря. Кроме того, это возможность поддержать связь с постоянной аудиторией.
Онлайн–лагеря для компаний стали способом привлечения новых клиентов и удержания старых, сохранения уровня заработка сотрудников, но никак не решением, позволяющим выжить. "Формат онлайн–смен не вернет прежние уровни прибыли, он лишь поможет сохранить определенную часть команды, разработать новые форматы взаимодействия с аудиторией", — считает Валерий Астанчук. В "Хаглар" тоже отмечают, что клиентов, готовых платить за такой досуг, недостаточно: "Бизнес–модель “онлайн–смена” может окупаться, но с нынешними объемами рано говорить о прибыльности", — говорит Анастасия Семенидо.
Представители бизнеса и эксперты сходятся во мнении, что в будущем такая модель может остаться на рынке, но заменить традиционные лагеря никогда не сможет. "За рубежом, в частности в США, этот формат уже востребован. Там стоимость онлайн–лагеря достигает 50% от стоимости офлайн–смены, на этом можно зарабатывать и делать деньги. Но это другая культура потребления", — сообщает Валерий Астанчук.
По его мнению, в России онлайн–смены воспринимаются как вынужденная мера, поэтому такие способы организации детского досуга будут востребованы лишь у тех, кто не смог попасть в офлайн–лагерь. Например, если у родителей не хватает финансов на "большую" смену или если ребенок слишком мал.