Попытки властей оказать помощь гражданам или бизнесу часто выглядят непродуманными. Поддержав потребителей, правительство ухудшает экономику поставщиков, и наоборот. Бизнес начинает подключать лоббистов, и те компании, у которых они влиятельнее, несут наименьшие потери. Остальным, в том числе жителям и малому бизнесу, на государственную помощь лучше не рассчитывать. За все придется платить по полной.
После того как правительство РФ 2 апреля приняло постановление № 424, запрещающее ресурсоснабжающим организациям до конца 2020 года взимать пени за несвоевременную уплату платежей и отключать потребителей, у компаний–поставщиков начала расти дебиторская задолженность.
ГУП "ТЭК СПб" сообщило, что за апрель–май поступления от потребителей снизились на 17,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Собираемость средств за оказанные потребителям услуги в апреле–мае 2020 года оказалась ниже на 20%, чем в апреле–мае 2019–го, и составила 79%, сообщили в пресс–службе другого крупного поставщика — "Петербургтеплоэнерго". В Петербургской сбытовой компании отметили, что за апрель платежная дисциплина жителей города и области снизилась на 20%. Задолженность населения в апреле–мае увеличилась на 10%, а других категорий потребителей (за исключением бюджетного сектора) — на 25%, отметили в областном "РКС–энерго".
В целом по России в апреле снижение платежей за электроэнергию составило 7% относительно аналогичного показателя прошлого года, а за тепло — 12%. Задолженность выросла на 11 млрд и 16 млрд рублей соответственно.
По прогнозам Минэнерго, если мораторий на невыплату пеней сохранится до конца года, то энергетики недополучат 600–700 млрд рублей.
Выход из ситуации чиновникам видится простым — отменить мораторий досрочно.
По данным СМИ, в конце мая министерство энергетики уже выступило с подобным предложением, одобрил его и профильный комитет Госдумы. Однако пока мораторий сохраняется, не исключено, что это обусловлено политическими причинами. Если его все же отменят, например после 1 июля, то потребители, накопившие долги, будут вынуждены в спешном порядке их погашать. В противном случае ресурсоснабжающие организации получают полное право потребовать пени и в случае отказа отключить нерадивых плательщиков.
Как правило, после предупреждения о необходимости погасить долг до приостановки подачи электроэнергии проходит 2 месяца. То есть, если мораторий будет отменен в июле, у потребителей есть время до сентября на то, чтобы урегулировать отношения с поставщиками. И это на фоне продолжающейся пандемии, сокращения доходов, а иногда вовсе их потери. Стремясь проявить заботу о людях, власти иногда оказывают им медвежью услугу и часто вводят в заблуждение. Ведь многие потребители мораторий на взимание пеней восприняли как индульгенцию на оплату.
Долговая связь
Отчасти схожая ситуация в первые дни нерабочих недель сложилась и в телекоме. Впрочем, многие операторы решили действовать на опережение и не ограничивать доступ потребителей к интернету даже при нулевом балансе. В Минкомсвязи "ДП" не рассказали, были ли спущены какие–либо требования к телеком–компаниям. Сами провайдеры говорят, что никаких специальных документов не получали, а в своих решениях не отключать абонентов они руководствовались здравым смыслом.
Так, крупнейший провайдер "Ростелеком" сообщил, что не отключал интернет за неуплату до конца мая. Некоторые провайдеры использовали уже имеющиеся инструменты, например сделали бесплатной услугу "обещанный платеж".
Но в отличие от потребителей электроэнергии и тепла интернет–пользователи оказались более дисциплинированными. Бесплатную услугу "обещанный платеж" от "ЭР–Телеком" ("Дом.ru"), например, активировали лишь небольшое число пользователей, в настоящий момент более 90% таких клиентов закрыли долги по оплате (что неудивительно, учитывая его стоимость: 30 рублей в день). Возможность отсрочить платеж без комиссии в прошлом месяце предлагали и в ТТК. В компании отметили, что в апреле вместо падения получили даже рост платежей от клиентов — 7% в сравнении с мартом и более 15% в сравнении с апрелем 2019 года.
МТС, "ВымпелКом" ("Билайн") и дочерняя компания "МегаФона" NetByNet (Wifire) также не отключают домашний интернет и цифровое ТВ при минусе на счету. В мобильном секторе смягчили лимит звонков в роуминге, отменили блокировку при отрицательном балансе (сейчас это доступно абонентам 65+).
Глава "Ростелекома" Михаил Осеевский в начале апреля признавал, что мера может привести к увеличению дебиторской задолженности. Однако, произошло ли это по итогам карантина, провайдеры не раскрывают. Эксперты считают, что, даже если спад денежного потока произошел, он не страшен отрасли. У каждого оператора есть бюджет на удержание абонентов, он позволяет предоставлять услуги по постоплате без ущерба, считает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. По словам эксперта, более опасно уменьшение числа пользователей ШПД из b2b–сектора, которое происходит в кризис ввиду ликвидации предприятий.
Гораздо больше рынок беспокоит пилотный проект "Доступный интернет", который реализует Минкомсвязи. В этом случае люди сохранят доступ к перечню социально значимых сайтов даже при нулевом балансе. В рамках эксперимента доступ к 391 ресурсу из списка предоставляют пять крупнейших операторов ("Ростелеком", МТС, "МегаФон", "ВымпелКом", "ЭР–Телеком"). Но уже решено расширить его и на мобильный интернет. По оценкам РСПП, бизнесу это будет стоить 150 млрд рублей в год, однако государство уже заявило, что субсидии предоставлять не будет. Скорее всего, компенсировать издержки придется за счет повышения тарифов.
В TelecomDaily прогнозируют рост тарифов на услуги проводной связи от 10 до 15% по итогам года.