В мае в метро Петербурга впервые установили вендинговые автоматы — эксперимент казался сверхлогичным, учитывая предписание властей запасаться средствами индивидуальной защиты и при этом по возможности не посещать магазины. Однако заключённый на месяц договор с тремя компаниями, установившими оборудование в подземке, метрополитен продлевать не стал, а историей заинтересовалась ФАС. Почему вышло именно так, разбирался "ДП".
Молниеносный контракт
О том, что метрополитен ищет компании, которые могли бы установить в вестибюлях станций аппараты по продаже медицинских масок и перчаток, петербургский бизнес узнал в начале мая. По словам директора по развитию компании "Вендэкс Ритэйл" Игоря Быстрова, всё произошло в "экстремальные сроки": контракт был заключён с теми компаниями, которые отреагировали первыми.
"Конкурса не было ввиду кратчайших сроков, запрос предложений был размещён всего за несколько дней до установки. Всё произошло молниеносно. Именно поэтому появились три компании: фактически, кто первый заявился, тот и выполнил работу", — рассказал собеседник "ДП".
Помимо "Вендэкс Ритэйл", свои автоматы в метро разместили компании Uvenco и "Вендинг С". При этом конкурс по выбору исполнителей контракта не проводился — этим обстоятельством, как стало известно 17 июня, заинтересовалось петербургское управление антимонопольной службы.
"Мы отреагировали на потребность города, подписали краткосрочный контракт. Думаю, что в метрополитене прекрасно понимали, какой договор они могут подписать без проведения конкурсной процедуры. Все требования по удержанию цены мы также выполнили", — объясняет Игорь Быстров.
В метрополитене, по данным "Ъ", вообще уверены, что торги для заключения договоров на размещение оборудования заключать не надо, в подземке также указывают на то, что документы подписывались по указанию комитета по промышленной политике, а их правомерность подтвердили в КИО.
В Смольном отмечают, что вся информация о сборе предложений была размещена на портале "Центр развития и поддержки предпринимательства", то есть право отреагировать на предложение было у всех.
Сдержали цену
Скорость, с которой заключили контракт и от этапа планирования перешли к установке аппаратов, в некотором смысле удивила и самих бизнесменов.
"Это было так быстро, что мы не смогли по приемлемым ценам организовать поставки товаров. Просто невозможно так быстро найти поставщика, который готов в столь сжатые сроки поставить товар по приемлемой стоимости. В результате в начале цена была довольно высокая, фактически себестоимость комплекта была для нас выше, чем его стоимость на полке..." — говорит Игорь Быстров.
"Вендэкс Ритэйл" установил в метро 21 вендинговый аппарат со средствами индивидуальной защиты. Высокий спрос, отмечают в компании, наблюдался совсем недолго: убедившись, что за отсутствие масок почти не наказывают, петербуржцы перестали скупать СИЗ (как и строго соблюдать самоизоляцию в принципе).
"Первые 3 недели фактически работали в убыток, падал спрос, но снижалась и себестоимость продукта. К тому же начали снижаться цены на маски в городе, они появились в аптеках, в гипермаркетах. То есть получается, что спрос был высоким, когда и закупочная цена у нас была высокой", — объясняет директор по развитию "Вендэкс Ритэйл".
При этом по договорённости с городом продавать маски компания должна была по низкой фиксированной цене. Собеседник "ДП" подчеркивает, что выйти на работу с "наценкой", позволяющей покрывать предыдущие затраты, компании удалось только к концу контракта.
"В итоге все обязательства исполнили. И цену сдержали, хотя это в первое время принесло убытки", — добавляет Быстров.
Нелогичный итог
Сообщения СМИ о том, что за время работы (с 12 мая по 12 июня) выручка в вендинговых аппаратах в метро Петербурга составила 600 тыс. рублей, директор "Вендэкс Ритэйл" называет полной ерундой. Такую же характеристику Игорь Быстров даёт и заявлениям, что в "Первой полосе" за 2 дня продаётся столько же средств защиты, сколько было реализовано через автоматы за месяц.
Бизнес был заинтересован в продолжении сотрудничества, в "Вендэкс Ритэйл" предложили пролонгировать договор, несмотря на падение спроса, а также были готовы установить больше аппаратов и снизить цены на СИЗ, но в ГУП "Петербургский метрополитен" решили иначе. Как итог, история с вендинговыми аппаратами в метро закончилась ровно тогда, когда стала экономически выгодной. По данным "ДП", предложения об установке автоматов в метро бизнес неоднократно направлял и до пандемии COVID-19.
"В принципе, всё логично. Первое время был дефицит, люди ходили в метро специально, чтобы покупать маски. Затем дефицит исчез, теперь они везде... Но, с другой стороны, вендинг в условиях пандемии просто незаменим. Вендинг — это безопасный и бесконтактный способ приобрести товар с использованием безналичной оплаты. Наша компания на протяжении 20 лет работы неоднократно делала предложения [по установке аппаратов], но не было ни интереса, ни предложений, ни конкурсов. Якобы у них нет потребности", — резюмировал собеседник "ДП".