В Торгово–промышленной палате России решили пересчитать надежные франшизы и составить из них специальный реестр.
Вперечень войдут добросовестные франчайзеры, прошедшие сертификацию. Новый электронный сервис позволит предпринимателям приобрести бизнес у проверенного франчайзера, сэкономить средства на старте проекта, обрести партнерскую поддержку, а также повысит доверие к российским предпринимателям на внутреннем рынке и за рубежом — уверены в Торгово–промышленной палате (ТПП).
Компании могут попасть в реестр только после прохождения аудита департамента цифрового развития ТПП РФ. Методология подтверждения добросовестности франшизы разработана именно его экспертами. Пока на сайте реестра размещена информация только об одной франшизе — от компании "220 Вольт".
В Торгово–промышленной палате отметили, что российский ретейлер предлагает пакет готовых бизнес–решений, отработанных технологий по открытию и управлению магазинов электроинструментов, а также право использования бренда.
Совладелец ГК "220 Вольт" и по совместительству председатель комитета по развитию электронной торговли ТПП РФ Алексей Федоров рассказал "ДП", что для положительного заключения и рекомендаций о включении в реестр необходимо выполнение ряда условий: наличие зарегистрированного торгового знака, действующих и прибыльных франчайзинговых предприятий (финансовая успешность компании проверяется по бухгалтерским отчетам) и проекта договора коммерческой концессии между франчайзером и франчайзи. Кроме того, при аудите эксперты принимают к сведению общедоступную информацию аналитических систем, например из СПАРК.
Федоров считает, что создание реестра добросовестных франшиз назрело давно: "Во время распространения пандемии возросло количество так называемых “оберточных” франшиз с привлекательными условиями, которые существуют только на бумаге. Часто встречаются ситуации, когда у франчайзера даже не зарегистрирован товарный знак. Когда покупатель приобретает такую франшизу, он получает кота в мешке". Эксперт отмечает, что главное достоинство нового реестра в том, что каждая компания, решившая подтвердить свою добросовестность, проходит глубокий и тщательный экспертный анализ.
Управляющий партнер компании "Альтера Инвест", председатель "Опоры России" по франчайзингу Мария Кузнецова констатирует, что сейчас на рынке представлено большое количество франшиз низкого качества, которые могут быть оформлены очень привлекательно.
"Низкий уровень поддержки, неисполнение обязательств, испорченная репутация — вот лишь ряд проблем, с которыми может столкнуться предприниматель после покупки бизнеса. Поэтому я уверена, что список аккредитованных экспертами франшиз необходим гражданам для ориентации в бизнес–пространстве", — говорит эксперт.
В целом Кузнецова отмечает, что уже сейчас существует большое количество рейтингов и реестров, например премия Golden Brand от международной выставки по франчайзингу BUYBRAND, есть рейтинг проверенных франшиз от "БиБосс", у Российской ассоциации франчайзинга есть список членов организации, которые отвечают стандартам качества.
"Часто при отборе франшизы эксперты обращают внимание на отзывы действующих франчайзи, на наличие франчайзи, которые приобретают одну–две–три франшизы, на низкий процент закрываемости точек", — заключает она.
Руководитель каталога franshiza.ru Анна Рождественская также подтверждает, что это уже не первая попытка запуска подобного реестра на государственном уровне. Их создавали в корпорации "МСП", в Сбербанке. Составлять подобные каталоги сложно. Рождественская отмечает, что, во–первых, в России нет формальных признаков или требований, по которым можно определить качественную франшизу, нет даже закрепленного ее понятия. Для создания реестра нужно собрать экспертную команду. Во–вторых, у всех франшиз есть свой жизненный цикл, то есть фазы развития, которые нужно постоянно отслеживать, актуализируя информацию. В–третьих, в такие реестры часто опасаются включать молодые бренды, среди которых тоже есть интересные и стабильные проекты, но, чтобы провести их оценку, необходима многолетняя экспертиза.
"Создать единый реестр, например, на 5 лет вперед невозможно, потому что рынок меняется. Это заметно даже за последние 3 месяца — коронакризис показал, что не все бизнес–модели надежные и живучие. Поэтому подобные реестры нужно практически ежедневно актуализировать, необходима постоянно работающая над проектом команда экспертов", — подчеркивает Анна Рождественская.
В каталог franshiza.ru за день для размещения своих предложений обращается большое количество франчайзеров, но не все туда попадают.
Важный параметр франшизы — зарегистрированный товарный знак, без него это скорее "бизнес под ключ". "Мы также смотрим на наличие судебных процессов, нюансы договорных конструкций и количество работающих точек. Многие обращаются еще на стадии бизнес–идеи, но это тоже не франшиза. Только после интервьюирования франчайзера мы принимаем решение о размещении в каталоге", — говорит Анна Рождественская.