Лидеры Евросоюза вновь скрестили шпаги в спорах о методах спасения экономик в посткоронавирусный период. Все высказываются за вливания миллиардных сумм, но не могут договориться о том, как именно будет распределяться помощь. Кроме того, Еврокомиссия планирует предложить членам сообщества новые налоговые схемы, которые должны помочь расплатиться с долгами, которые неизбежно появятся из-за плана реанимации.
"Экономная четвёрка" против
Основная битва в Старом свете на этот раз развернулась из-за предложения Франции и Германии одалживать от имени всего ЕС, а деньги, как гранты, раздать наиболее пострадавшим от коронавируса экономикам. Этому противится так называемая «экономная четвёрка» в лице Нидерландов, Австрии, Дании и Швеции, которые не желают на себя взваливать проблемы «вечно бедных» южан – Италии и Испании.
Но в целом ЕС одобрил предложение Берлина и Парижа создать специальный фонд, который получил официальное название «Средство восстановления и устойчивости» (Recovery and Resilience Facility) и несмотря на новизну инициативы уже успел плотно войти в лексиконы европейских языков, как «Фонд Recovery».
Изначально его сумма должна была составлять 500 млрд евро. Потом она подросла до 560 млрд. В эти дни говорится о необходимости вливания уже 750 млрд евро. Споры стали неминуемыми не только из-за того, как именно будет раздаваться помощь – займами или грантами – но и из-за того, при каких условиях эта поддержка дойдёт до каждого члена Евросоюза. Еврокомиссия изначально предупредила, что поддержка будет связана с определёнными реформами в каждой из стран. Кроме того, в предложении Франции и Германии ничего не сказано, как именно будут возвращаться одалживаемые от имени ЕС деньги. В этом вопросе предложено определиться самой Еврокомиссии.
Отдельную путаницу вносит так пока и не принятый следующий семилетний бюджет ЕС, который должен превысить один триллион евро. Часть из этой суммы для поддержки экономик предлагается перечислять, как безвозвратные гранты, другую часть уже, как займы. Решение о многолетнем бюджете должно ещё утвердить каждое из 27 правительств сообщества, а значит этот процесс затянется.
Новые налоги
Брюссель, рассматривая этот отдельный, внебюджетный план спасения, озадачился вопросом: как именно возвращать деньги? Этот фонд не должен превратиться в неподъёмную ношу, тем более, что, скорее всего, всё же будет взят от имени всего ЕС. Единственная возможность – вводить новые налоги. А если уже идти по такому пути, считают в Еврокомиссии, то налоги должны быть «инновационные», привязанные к защите окружающей среды.
Например, одно из предложений, - налог на пластиковые отходы. Это старая для ЕС тема, её обсуждали ещё до пандемии коронавируса в Европе в феврале этого года. Тогда посчитали, что он будет приносить в общую казну дополнительные 7 млрд евро в год.
Ещё один инструмент, который предлагает глава ЕК Урсула фон дер Ляйен, использовать средства, полученные после реформы углеродного рынка. Схема торговли выбросами ЕС позволяет компаниям из разных стран покупать и продавать друг другу квоты, что по оценкам ЕК позволит ежегодно пополнять бюджет ЕС дополнительными 10 млрд евро.
Ещё от 5 до 14 млрд евро ЕС надеется получить за счёт налога на углеродоёмкие промышленные товары, которые импортируются в ЕС. Разница доходности такого налога за счёт сложности предложенной схемы и зависит от конкретных договорённостей между экономическими субъектами.
И, наконец, налог для трансатлантических компаний, которые получают прибыль за счёт общего рынка ЕС. Это должно вливать в общий бюджет по 10 млрд евро в год. Только Facebook и Google смогут генерировать налогов на 1 млрд евро ежегодно.
Всё это вместе должно обеспечить возврат долга и избежать самого неблагоприятного и непопулярного сценария – увеличения взносов членов ЕС в общий бюджет. Хотя, считают аналитики, без громких споров такие налоги тоже не пройдут.
Залатают старые проблемы
Впрочем, в некоторых странах ЕС продолжают беспокоиться, что менее ответственные члены сообщества пустят дешёвые миллиарды не на амортизацию последствий экономического кризиса, вызванного коронавирусом, а на латание застарелых проблем, которых хватало ещё до пандемии.
Еврокомиссия предлагает раздавать средства по трём критериям: ВВП страны, ВВП на одного человека, и средний уровень безработицы за 2015-2019 гг. Именно эти критерии и вызывают сегодня больше всего споров. Пока Брюссель доказывает, что именно такой подход поможет наиболее пострадавшим странам, богатые члены ЕС возражают, что докризисный уровень безработицы не имеет ничего общего с ситуацией во время пандемии, а аутсайдеры ЕС десятилетиями не могут справиться с собственными экономическими проблемами.
«Мы не хотим помогать странам, которые десятилетиями не справлялись со своими экономическими бедами и тормозили реформы в этой сфере», - на условиях анонимности рассказал Financial Times один из высокопоставленных чиновников из «богатого» блока стран.
Разный ущерб
В Еврокомиссии признают, что экономический ущерб, вызванный пандемией, в каждой стране разный, соответственно, и помощь будет разных объёмов. Едва ли не 50% всех этих средств уйдёт Греции, Италии и Испании.
И если Италия, согласно подсчётам Bloomberg, получит 81,8 млрд евро дотаций и ещё 90,9 млрд евро займа, то Бельгия, где смертность от COVID-19 была чрезвычайно высокой, сможет довольствоваться лишь дотацией в 5,5 млрд евро. И никакого займа! Такой подход решительно не нравится властям Нидерландов, Дании, Австрии, Ирландии, Венгрии и самой Бельгии.
Возвратить долг необходимо будет не позже, чем до 2059 года, при этом раздать 750 млрд хотят в ближайшие два года. Уже упомянутая «экономная четвёрка» - Нидерланды, Дания, Швеция и Австрия – протестуют, указывая на то, что этот общий долг обречены будут отдавать поколения вперёд.
Планируется, что решение как о семилетнем бюджете в 1,1 трлн евро, так и о плане спасения в 750 млрд евро, руководители ЕС смогут принять только, наконец, встретившись с глазу на глаз. Такая встреча ожидается уже в конце июля.