Среди российских представителей электронной коммерции наметился новый тренд — они всё чаще запускают дополнительные проекты и услуги в рамках своей внутренней экосистемы. Теперь маркетплейсы начинают продавать не только предметы и продукты, но и предлагают найти работу, купить авиабилеты и планировать путешествия.
Аналитики рынка отмечают, что таким образом компании не только диверсифицируют свой бизнес, но и наращивают трафик на своих основных продающих сайтах. В скором времени представители электронной коммерции могут также попробовать занять нишу на рынке продвижения самозанятых и начать предлагать услуги репетиторов, нянь, наёмных работников, представителей бьюти-сферы и т. п.
Из маркета в туризм
Пока подобные проекты можно заметить у двух крупнейших игроков e-commerce — Ozon и Wildberries. Обе компании в своё время обзавелись сервисами по продаже билетов.
На днях основательница и генеральный директор Wildberries Татьяна Бокальчук в своём интервью ТАСС сообщила, что онлайн-ретейлер планирует запустить онлайн-сервис для организации путешествий по России. Как пояснили dp.ru представители компании, причиной создания этого проекта стало поведение потребителей — всё больше россиян предпочитают планировать путешествия самостоятельно и без посредников. В Wildberries решили совместить эту потребность с покупками обыкновенных товаров на сайте.
"Сервис по бронированию авиабилетов заработал на Wildberries ещё в начале этого года, мы видим растущий интерес наших клиентов к этому сегменту. В мае-июне, по мере смягчения карантинных мер, россияне начали вновь приобретать перелёты по стране и планировать поездки в зарубежные страны. Мы полагаем, что первые итоги работы сервиса можно будет подвести к осени", — добавили в Wildberries.
Представители маркетплейса также рассказали, что услуга стала популярна и среди петербургских пользователей сайта. Так, в июне 80% петербуржцев рассматривали на сайте перелёты внутри страны, а заграничные перелёты планируют около 20% горожан. Самыми популярными направлениями у жителей города стали Анталья, Баку, Стамбул, Минск, Париж, Киев, Барселона, Тбилиси, Ереван и Тель-Авив.
Теперь же маркетплейс стремится занять свою нишу на туристическом рынке. В компании пояснили, что в едином туристическом онлайн-сервисе можно будет получить информацию об уникальных местах страны и интересных достопримечательностях российских регионов, запланировать маршрут, приобрести билеты в музей или на выставку либо забронировать гостиницу.
Похожий сервис по бронированию уже долгое время существует у Ozon — Ozon.Travel. Как рассказали dp.ru в компании, среди петербуржцев он пользуется популярностью.
"У нас более полумиллиона активных клиентов из Северной столицы. Учитывая, что мы активно работаем с B2B-клиентами, предоставляя удобный сервис оформления командировок прежде всего для небольших компаний, даже в период жёсткой самоизоляции сервис оформлял несколько тысяч билетов в день. Ozon активно развивает экосистему сервисов и для покупателей, и для партнёров — все они строятся вокруг основного бизнеса, взаимодействуют друг с другом и весьма востребованны", — добавили в компании.
Задержать посетителей
Генеральный директор Infoline Иван Федяков оценил подобные проекты как новый тренд в электронной коммерции. По его словам, таким образом онлайн-игроки наращивают трафик и заставляют покупателей оставаться дольше на сайте.
"Компании могут запускать подобные проекты только по трём причинам — либо ради заработка, либо для наращивания трафика, либо в качестве попытки создания некоей экосистемы, которая объединяла бы различный ассортимент. Для Wildberries, на мой взгляд, это в первую очередь попытка увеличения посещаемости и кликабельности. Грубо говоря, сегодня клиент заходит на сайт, чтобы купить дрель, завтра он посещает сайт, чтобы купить продуктов, а потом он приходит, чтобы купить уже билеты на самолёт. Самое важное здесь то, что клиент заходит на маркетплейс, регулярно на него возвращается и привыкает им пользоваться", — объяснил эксперт.
При этом сфера услуг слишком сложная в плане настройки на свою аудиторию, получения обратной связи от клиентов и требует аккуратного подхода. Именно поэтому Иван Федяков считает, что цель представителей электронной коммерции в данном случае отнюдь не дополнительный заработок.
"Те же Wildberries могли бы намного больше и легче заработать, начав продавать автомобили через интернет, а не туристические поездки. Яркие примеры подобного — проекты Amazon и Tesco, которые продавали автомобили дистанционно. Тогда стало понятно, что люди готовы приобретать через интернет даже транспорт и недвижимость. К тому же это ощутимые физические товары, принцип коммуникации с клиентами по которым ретейлерам более понятен и предсказуем. Если же мы говорим о сфере услуг, то мы должны помнить, что она тесно связана с межчеловеческими отношениями, поэтому здесь кроется больше подводных камней и рисков", — объяснил глава Infoline.
Кроме того, продажа крупных объектов, таких как автомобили, не приводит к росту трафика на сайт, ведь людям нужно покупать такие товары раз в несколько лет. А вот в случае с туристическими путёвками и организацией отдыха люди могут обращаться на сайт уже несколько раз в год.
Далее представители электронной коммерции могут попробовать заступить на рынок найма работников и предложения различных услуг — репетиторских, ремонтных или услуг из сферы красоты, продолжил эксперт.
В Wildberries уже создали интернет-ресурс vsemrabota.ru, предназначенный для поиска работы и шеринга персоналом. Сперва проект существовал в качестве рекрутингового портала на время пандемии. Но компании понравились его результаты, и она сохранила проект. Сейчас на нём размещено более 190 тыс. вакансий.
Особый путь российского ретейла
Единственный крупный игрок на рынке электронной коммерции, который не стал пробовать себя в подобной сфере услуг, — "Яндекс.Маркет". Федяков это объясняет расхождениями в концепции дальнейшего развития проекта между двумя основными акционерами проекта — Сбербанком и "Яндексом".
"Сбербанк уже неприкрыто демонстрирует свои интересы в ретейле: запуск "Сбермаркета", покупка сервиса "Самокат" свидетельствуют о том, что Сбербанк здесь действует не как портфельный инвестор, который просто вложился в рынок и наблюдает за ним, а как активный игрок. Кроме того, у Сбербанка есть специфические компетенции — он видит все транзакции своих клиентов и юридических лиц, им просто построить модель потребления. На фоне этого промедление "Яндекс.Маркета" и его малая активность по развитию сторонних проектов мне видится следствием влияния активности Сбербанка, тем самым компания рискует несколько отстать от конкурентов", — резюмировал эксперт.
Иван Федяков отмечает, что рынок электронной коммерции в России развивается по совершенно особенному пути, не так, как это происходит в большинстве стран мира.
"Если мы посмотрим, как развивался онлайн-ретейл и на Западе, и в Азии, мы заметим, что и там и там вся конкуренция была быстро уничтожена утверждением одного крупного игрока на рынке — Amazon или Alibaba. А в России до сих пор в течение многих лет сохраняется статус-кво разных игроков, которые успешно конкурируют друг с другом. Нигде в мире такого больше нет. Именно эта конкуренция порождает различные интересные проекты и решения компаний, поэтому так интересно наблюдать за тем, как рынок изменится в дальнейшем", — заключил собеседник.