Россияне в кризис стали проводить больше времени за городом и активнее тратиться на товары для дачи. Продажи в отдельных категориях непродовольственных товаров удвоились.
Согласно аналитике компании "СберДанные", расходы россиян на непродовольственные товары упали на 36,6% в апреле и на 15,5% в мае. Только к началу лета спрос стал выравниваться: за последние 2 недели покупатели стали тратить на DIY–продукцию на 11% больше относительно аналогичного периода 2019 года.
Из–за невозможности поехать в отпуск за границу петербуржцы нашли альтернативу в виде загородного отдыха. В связи с этим жители города увеличили дачные расходы. "В этом году большое количество россиян остались в окрестностях мест постоянного проживания. Только среди жителей Петербурга около миллиона человек уехали за город на все лето. Поэтому все, что сейчас связано с благоустройством территории, с времяпрепровождением, спортивные товары — это очень востребовано", — поясняет генеральный директор INFOLine Иван Федяков.
Первый вице–президент "Опоры России" Павел Сигал сообщил, что в 2019 году средний объем расходов составлял примерно 5 тыс. рублей на одного покупателя, а в 2020–м 44% клиентов увеличили чек до 10 тыс. рублей. Главным трендом в этом году, по мнению Сигала, стало приобретение товаров для выращивания экологически чистых продуктов на садовых участках. Сюда относятся семена, рассада и саженцы, инвентарь и техника. "Таким образом россияне реагируют на нестабильность, связанную с пандемией и кризисом. Для большинства наших граждан в этом году дача стала не только местом отдыха, но и убежищем от негативных явлений, и возможностью создать запасы продовольствия", — отмечает эксперт.
Самыми высокими темпами растет покупательский спрос на садовую технику, которую россияне приобретают для благоустройства дачной территории. В период с 1 по 21 июня 2020 года покупатели Wildberries приобрели в 85 раз больше газонокосилок, чем годом ранее, в 50 раз больше культиваторов, в 25 раз больше садовых триммеров и в 21 раз больше бензопил.
В сети магазинов "220 Вольт" также отмечают, что спрос на инструменты для сада и огорода вырос на 60%. "Это стабильный сезонный рост, который происходит ежегодно. В этот период больше покупают райдеры и газонокосилки, триммеры, насосы и системы полива", — добавляют в пресс–службе ретейлера.
В пресс–службе Wildberries заметили еще одну тенденцию — рост популярности товаров для цветоводства и ухода за садом. Продажи наборов садовых инструментов на маркетплейсе выросли в 33 раза по сравнению с предыдущим годом, семян — в 20 раз, удобрений — в 22 раза, грунтов для растений — в 17 раз.
Директор садовой категории "Леруа Мерлен" Наталья Таныгина также говорит о высоком спросе на растения для сада. "В сегменте рассады овощных и ягодных культур и саженцев спрос опережает возможности наших поставщиков–питомников", — отмечает она.
Семеро по лавкам
По данным Ozon, пользователи активно приобретают разнообразную садовую мебель — продажи в Петербурге в мае–июне выросли на 274% год к году, чаще всего выбирают шезлонги и скамьи.
В "Икеа" тоже сообщают, что за последние 2 месяца в России наблюдается рост спроса в категории "Садовая мебель". Продажи таких товаров увеличились на 40% по сравнению с предыдущим годом.
И "Лента" фиксирует значительное увеличение спроса на садовую мебель, также примерно на треть выросли продажи декора, садовых инструментов.
Как показало исследование "ОБИ", новую садовую мебель, а также товары для спорта, кемпинга и игровое оборудование для детей хотят приобрести женщины, а мужчины этим летом намерены докупить для дачи краску и новые инструменты.
Павел Сигал уточняет, что по сравнению с прошлым годом, согласно данным исследования "ОБИ", выросли продажи товаров для мелкого и косметического ремонта, так как 63% покупателей приобретали их в период самоизоляции и после. Доля товаров для декора составила 25%, доля товаров для капитального ремонта — 11%.
"На дачных участках 30% опрошенных покупателей разбили клумбы и высадили кустарники, 40% расширили огороды, чтобы вырастить больше экологически чистых овощей. 20% покупателей хотят в текущем сезоне собрать максимальный урожай, чтобы создать запасы продовольствия", — рассказал Сигал.
Дача на балконе
В пресс–службе "Икеа" "ДП" рассказали, что покупатели сейчас обустраивают не только дачные участки, но и собственные балконы. "Многие стали переоборудовать их в места отдыха и размещать на них садовую мебель. Совсем недавно мы выпустили летнюю коллекцию. Ее разработка началась еще в 2019 году. Тогда никто не мог предположить, что этой весной балконы, террасы и сады станут для многих главным местом отдыха и на такие товары будет повышенный спрос", — добавляют в компании.
Наталья Таныгина говорит, что в "Леруа Мерлен" новую садовую мебель нередко покупают и для городского жилья.
В "Авито" тоже отмечают, что за последние полтора месяца в Петербурге более чем в 2 раза вырос спрос на товары в категории "Окна и балконы". "Возможно, это связано с тем, что в период самоизоляции они стали не просто складом ненужных вещей, но и местом для “прогулок” на свежем воздухе", — предполагают в компании. Но при этом средняя цена на такие товары снизилась на 20% к аналогичному периоду прошлого года.
Товары для шашлыка
Еще одна категория трат петербуржцев — товары для барбекю. В пресс–службе "Ашан Ритейл Россия" сообщают, что спрос на товары для пикника увеличился на 15%. В Wildberries стали чаще приобретать товары для досуга на свежем воздухе: подвесные качели — в 6 раз, мангалы — в 4 раза и шампуры — в 7 раз, надувную мебель и лампы от насекомых — в 4 раза. Пресс–служба компании отмечает: "Из–за жаркого лета наши покупатели стали все чаще выбирать товары, которые помогут им остудиться в знойную погоду: продажи бассейнов и мини–душей выросли в 4 раза, насосов для бассейнов — в 12 раз, тентов для бассейна — в 7 раз, а матрасов и кругов для плавания — в 2 раза".
В сети "Лента" клиенты стали чаще покупать дачную обувь и товары для бани, их продажи увеличились почти вдвое. "Также наши покупатели стали чаще приобретать товары для активного отдыха: особенно заметно вырос спрос на батуты и надувные бассейны", — сообщают в пресс–службе сети.
Пандемия большому чеку не помеха
Ретейлеры отмечают, что средний чек на товары для дачи продолжает расти. В "Ленте" предположили, что расходы выросли за счет того, что покупатели выбирают более дорогой сегмент и приобретают больше товаров.
Директор по развитию бизнеса в Ozon Анна Карпова рассказала, что из–за раннего старта дачного сезона спрос начал расти еще в феврале, а в мае–июне петербуржцы продолжили обустраивать загородные участки. Продажи за этот период выросли на 64% по сравнению с аналогичным периодом 2019–го.
"Средний чек в Петербурге в категории “Дача и сад” к июню вырос на 50% с февраля и составляет 1897 рублей", — подсчитали в Ozon.
Согласно исследованию компании "ОБИ", 35% жителей Северо–Запада России планируют провести летний отпуск на даче. Именно это и отразилось на структуре расходов. По этим данным, 41% петербуржцев, у которых есть дача, в этом году увеличили бюджет на подготовку к лету. "Почти каждый второй (45%) участник опроса потратил на эти цели более 10 тыс. рублей", — заключают в пресс–службе ретейлера.
Эксперты считают возросший уровень спроса скорее коротким всплеском, чем тенденцией. "У таких сезонных товаров есть своего рода волнообразное движение объемов продаж. То, что было куплено сейчас, — те же самые качели, бассейны — это все не на один год приобретается. То есть возникнет профицит этих товаров на следующий год. Конечно, при условии, что не произойдет чего–то экстраординарного", — говорит Иван Федяков.