В Петербурге один за другим открываются автомобильные кинотеатры.
На прошлой неделе министр культуры РФ Ольга Любимова подтвердила, что 15 июля в стране могут начать открываться кинотеатры. Конкретные решения будут зависеть от эпидемиологической обстановки в разных регионах, но, как подчеркнула министр, "дата продолжает оставаться для нас актуальной".
Тем временем представители индустрии развлечений активно пробуют внедрять формат drive–in кинотеатров, посмотреть фильм в которых можно, не покидая автомобиля. Новая мода, актуализированная последними противовирусными веяниями, затронула и Петербург. За последний месяц количество автокинотеатров в городе выросло с одного до пяти. И это не предел.
Американская мечта
Российский зритель с кинотеатрами drive–in знаком главным образом по американскому кино. Романтические кадры парочек, целующихся в автомобиле на фоне гигантского киноэкрана, — клише, которое можно встретить даже в современных картинах. Первый показ в таком формате состоялся еще в 1915 году (демонстрировался немой фильм). В 1933–м появилась запатентованная технология, задавшая стандарт трансляции звука, углов обзора, размера экрана и так далее.
К концу 1950–х годов в Соединенных Штатах насчитывалось более 4 тыс. автокинотеатров. Возможности посмотреть новинки кино дома не было, а пространство машины вместо общего зала давало уникальное чувство приватности. Недаром автокинотеатры быстро стали популярным местом для свиданий. Но по мере развития телевидения, различных проигрывателей, а затем интернета популярность drive–in кинотеатров падала. Тем не менее в 2019 году их в Америке все еще насчитывалось 305.
Вернула интерес к автокинотеатрам изменившая привычный уклад жизни пандемия коронавируса. Выйти из дома и посмотреть кино не на мониторе людям на самоизоляции хотелось все сильнее. Обеспечить безопасность посетителей, сидящих в своих машинах, оказалось довольно простой задачей. Сначала рост популярности зафиксировали в Америке, а к маю новый тренд докатился и до России. 13 мая одновременно начали свою работу автокинотеатры в Калининграде и Новосибирске. Затем несколько точек открылось в Москве. А июнь оказался урожайным на drive–in для Петербурга.
В борьбе с тоской
В городе они существовали и до этого. С 1999 по 2005 год на проспекте Непокоренных работал автокинотеатр "Фара". Нынешним летом проект, которым занимается компания "Кино сити", руководящая "Великан парком", возродился. На Петроградской стороне с 2014 года успешно работает "Кинопаркинг".
В июне к этому короткому списку присоединились "Кинолахта" на территории "Тинькофф Арены", Selar Cinema на "Академической". Также в игру вступили сети канонических кинотеатров: свой drive–in открыл "Мираж Синема". Он расположился на территории Музея стрит–арта на шоссе Революции. В этом проекте также участвует компания Italy Group, обеспечивающая доставку блюд и напитков для посетителей.
"Все соскучились и по кино, и по ресторанам, и по музеям. Этим проектом мы хотим объединить все три направления, без которых в летний период было бы совсем тоскливо", — говорит совладелец сети кинотеатров "Мираж Синема" Олег Ивонинский.
О своих планах открыть как минимум шесть автокинотеатров в Москве, Петербурге и Казани объявила и сеть "КАРО фильм". Однако рассказывать о своих планах подробнее здесь не захотели — запросы "ДП" оставались без ответа на протяжении 2 недель. В пресс–службе компании корреспонденту "ДП" коротко сообщили, что в данный момент идет пересмотр планов и вполне возможно, что автокинотеатр "КАРО" в Петербурге не появится вовсе.
Сезонное приключение
"Для крупных игроков это все равно не станет основным бизнесом. Объем посетителей в обычном кинотеатре в разы больше. У меня в месяц чуть больше 30 сеансов. А какой–нибудь крупный мультиплекс может показывать по 60 сеансов за день. Может быть, они будут работать на сезонной основе, открываясь на лето. У нас ведь довольно сложные погодные условия для открытого кинотеатра. Летом белые ночи, возможны только поздние сеансы. А зимой световой день короткий, но зато погода плохая, часто гололед, в который многие водители вообще стараются не ездить", — рассказал "ДП" основатель и генеральный директор "Кинопаркинга" Александр Борисюк.
"Кинопаркинг", вопреки стереотипам из тех самых американских фильмов, работает круглый год. Обострения конкуренции Александр Борисюк не боится и считает, что появление новых drive–in кинотеатров, наоборот, поспособствует повышению их популярности. Конкурировать с обычными кинотеатрами и уж тем более с интернетом — занятие довольно бессмысленное. Так что создатели автокинотеатров скорее делают ставку на уникальность своего предложения. Согласны с этим и эксперты развлекательного рынка.
"Ивент–индустрия призвана удивлять и развлекать зрителя. Поэтому все новое имеет шанс на успех. Мы верим в то, что зритель захочет пусть единожды, но испытать новую эмоцию и попробовать такой формат просмотра фильмов. Да, традиции такой у нас нет, более того, мне кажется, что она и не получит развития в дальнейшем. Но на период пандемии это приключение. Стоит вспомнить, что в то время, когда американские уличные кинотеатры переживали бум, наш зритель только мечтал о собственном автомобиле. Сейчас это уже не составляет проблемы", — поделился с "ДП" мнением директор сценической компании StagePro Александр Корчагин.
Концерты без колонок
Современный российский автокинотеатр отличается от своего американского "дедушки" в основном качеством аппаратуры. Основной принцип все тот же. Большинство компаний использует традиционные проекторы и экраны. Звук транслируется на определенной радиочастоте в автомобили посетителей. Однако высокие технологии проникают и сюда — в некоторых автокинотеатрах используются светодиодные экраны. Это позволяет проводить сеансы в светлое время суток.
Цены на билет в Петербурге колеблются от 500 до 1000 рублей. Как правило, билет продается на автомобиль, вне зависимости от того, сколько человек в нем сидит.
Некоторые компании делают скидку для мотоциклистов, но большинство пускает их на общих основаниях. Среднее количество парковочных мест колеблется в пределах от 50 до 100.
Репертуар автокинотеатров, как правило, формируется из проверенных временем киношлягеров. Премьеры свежих релизов здесь можно встретить редко. Впрочем, для нынешнего лета, когда мировая киноиндустрия замерла, это не слишком актуальная проблема. Тем не менее новинки все же встречаются. Например, "Джентльмены" Гая Ричи.
Проекты drive–in начинают осваивать новые форматы помимо кино. Неделю назад в "Кинопаркинге" состоялся концерт хип–хоп–группы KREC, билеты на который были полностью распроданы.
"Мы сделали это первыми в России, — рассказывает Александр Борисюк. — Артист вживую выступал на сцене, а звук оттуда транслировался в автомобили. Так что на улице была тишина, это не мешало жителям окрестных домов. Вероятно, мы будем пробовать развивать это направление дальше. Если будут подходящие артисты, готовые к сотрудничеству. Хотя здесь придется конкурировать со специализированными площадками для оупен–эйров".
Само собой, drive–in концерты могут существовать и как полностью автономные проекты, не привязанные к площадкам автокинотеатров.
"В Москве уже анонсированы такие концерты компаниями TCI и Saf entertainment в Лужниках (Zivert и Hatters). В Петербурге мы работаем над техническим воплощением подобной идеи с компанией NCA. Очень верим в то, что соскучившийся зритель придет, получит удовольствие и поддержит индустрию", — сообщил "ДП" Александр Корчагин.