В сегодняшних условиях многие отрасли экономики находятся в достаточно непростом положении. И, несмотря на то, что банковская сфера в силу своей специфики лучше других умеет «держать удар», банки сейчас тоже переживают не самые простые времена. В меньшей степени это касается федеральных государственных структур – а вот как прошла весна-2020 для петербургских банков? О трендах первого полугодия «ДП» поговорил с Председателем правления Таврического Банка Павлом Зваричем.
Какие результаты показал
Таврический
в первом и втором кварталах 2020 года – не самых комфортных с точки зрения ведения бизнеса?
- Итоги за первый квартал уже официально подведены, отчетность была опубликована на сайте банка. Мы закончили квартал с прибылью в 1 млрд 274 млн рублей, что сопоставимо с показателями за первый квартал прошлого года и свидетельствует о стабильной и уверенной работе.
Конечно, это был непростой период. В первую очередь ситуация отразилась на нашем депозитном портфеле физических лиц. Во всех банках клиенты активно снимали средства, причем не в силу конкуренции между банками, в основном люди опасались, что могут возникнуть непредвиденные расходы, например, на лечение. Был довольно существенный отток клиентских средств по банковской системе в целом, что для нас является крайне значимым фактом– мы банк рыночный, частный, и фондируемся преимущественно за счет депозитов населения.
Но, начиная со второй половины мая ситуация начала постепенно улучшаться, каждую неделю мы фиксируем рост депозитного портфеля. Цифры прироста варьируются от 100 до 400 миллионов в неделю. Сейчас мы видим восстановление доверия клиентов к банковской системе в целом и к Таврическому в частности.
Клиенты, которые пришли с середины мая – это новые вкладчики или возвращаются старые?
- Пропорция примерно половина на половину. Мы всегда держим достаточно высокий уровень ставок по депозитам физических лиц в силу того, что мы ориентированы на клиентов, которые хотят заработать на депозите, нежели положить в государственный банк, но под маленький процент.
Ключевая ставка движется вниз и, естественно, это не может не сказаться на ценовых предложениях по депозитам во всей банковской системе. Я думаю, что тренд ближайшего времени – это поиск физическими лицами альтернативных способов размещения денежных средств. И, чтобы оставаться актуальными и конкурентоспособными, мы работаем над нашими новыми продуктовыми предложениями. При этом необходимо отметить, что наши клиенты достаточно консервативны, у нас большая доля вкладчиков-пенсионеров. Это люди, которые больше доверяют классическим продуктам, и я уверен, что в этой части свою нишу мы еще длительное время сохраним.
Если говорить о новых продуктах, какие предложения появились у Таврического в последнее время?
- Ранее мы говорили, что планируем развивать нашу технологическую платформу и дистанционные сервисы, подключиться к Apple Pay, Samsung Pay, Google Pay и MirPay, и мы это сделали. В настоящий момент наши клиенты имеют возможность пользоваться своими картами через мобильные телефоны практически любого производителя. Мы запустили, с учетом наличия мобильных платежных сервисов, цифровые карты. Их эмиссия не требует посещения банка, всего за несколько минут в мобильном приложении или в интернет-банке клиент получает платежный инструмент, который может сразу активировать на своем телефоне и пользоваться им как обычной дебетовой картой, что оказалось очень важным в период пандемии.
Таврический продолжает развивать линейку карточных продуктов. Мы не забываем, что мы банк из Петербурга, культурной столицы нашей страны. В прошлом году мы запустили новый продукт - Арт-карту. Это премиальная карта, для владельцев которой работает специальный сервис «Арт-консьерж», оказывающий консультации по происходящим в городе культурным мероприятиям, выставкам, кинопоказам. По карте начисляется кэшбек, который можно потратить на приобретение билетов на культурные мероприятия в Санкт-Петербурге и Москве.
Развитие дистанционных продаж по – прежнему остается одним из важнейших направлений работы. В нашем мобильном приложении в прошлом году появилась возможность размещать депозиты, а это наш локомотивный продукт. Клиентам не требуется приходить в банк, и мы защищены с точки зрения объема продаж на период самоизоляции.
Сейчас много говорят про систему быстрых платежей. Контрольный срок подключения Таврического Банка к системе 1 октября 2020 года, но, несмотря на непростую ситуацию, связанную с распространением коронавируса, мы досрочно с 1 июля подключаемся к СБП и будем предоставлять эту услугу нашим клиентам.
Процесс санации Таврического еще не завершен. Как проходит этот процесс?
- Самое важное - у банка появился новый план финансового оздоровления. В октябре прошлого года Совет директоров Банка России принял это решение. Сейчас мы живем в условиях нового плана, который является результатом длительной совместной работы с Банком России, ГК «Агентство по страхованию вкладов», банком-санатором АО АКБ «Международный Финансовый Клуб». В этом плане учтены все фактические проблемы, которые не были известны на момент начала санации.
Когда, в соответствии с этим планом, санация должна завершиться?
- Текущим планом финансового оздоровления предусмотрено завершение санации в 2035-м году. Таким образом у нас есть долгосрочный план развития бизнеса, ведущий к финансовому оздоровлению банка. Понятно, что на таком горизонте говорить о том, что мы можем предусмотреть все возможные события, всех "черных лебедей" было бы излишне смелым. Но в плане расписаны основные статьи активов и пассивов банка, определена бизнес-модель и зафиксирована риск-политика. В настоящий момент банк обладает солидным запасом прочности. Естественно, Агентство по страхованию вкладов и Банк России внимательно наблюдают за нашей работой.
Какие-то промежуточные итоги уже можно озвучивать?
Нашу работу наглядно иллюстрирует следующий факт - в 2019 году Банк приступил к формированию резервов по санируемому кредитному портфелю. Финансовый результат прошлого года позволил нам создать резервы, предусмотренные не только в 2019, но и досрочно за 2020 год на общую сумму 1,26 млрд рублей, из которых около 640 млн рублей досрочно. За вычетом сформированных резервов прибыль Банка составила 860 млн рублей по итогам 2019 года.
Переходил ли банк на удаленную работу в разгар пандемии? И насколько сложным был этот процесс?
- В первую очередь это был вызов для нашей IT-инфраструктуры. Вопрос ведь не только в технической возможности удаленного доступа, но и в сохранении безопасности - обеспечении выделенных каналов связи и шифровании передаваемых данных. В очень сжатые сроки нам пришлось завершить те проекты, которые уже были начаты, и запустить переход на современную технологию удаленного доступа. Сейчас все сотрудники Таврического подключаются со специальных устройств к серверу и работают на виртуальных рабочих местах. Когда были объявлены карантинные меры, мы обеспечили 100 % персонала подобными устройствами, что было достаточно непросто с учетом повышенного спроса на подобную технику.
Здоровье сотрудников для нас крайне важно, поэтому сейчас около 90 процентов персонала головного офиса продолжает трудиться в удаленном режиме.
Это сотрудники головного офиса. А как работали отделения?
- Мы ограничили режим работы отделений, но при этом в каждом из городов присутствия работала минимум одна точка. В Петербурге был открыт офис на ул. Радищева, работал центр обслуживания клиентов в Москве, офисы в Сосновом Бору и Кингисеппе. Остальные отделения в Москве и Петербурге были закрыты, сейчас мы восстанавливаем их прежний режим работы. В Москве с этой недели будут работать все отделения, в Петербурге, я думаю, в течение пары недель тоже выйдем на полноценную работу всех точек обслуживания.
Банк принимает все меры по предотвращению распространения коронавирусной инфекции. В отделениях в свободном доступе размещены средства для дезинфекции рук, специализированной компанией осуществляется специальная обработка всех помещений и клиентских зон.
Какие-то меры поддержки клиентов, пострадавших во время пандемии и самоизоляции, в банке вводились? Кредитные каникулы?
- У Таврического Банка небольшой кредитный портфель физических лиц. Обращения клиентов за кредитными каникулами, носили единичный характер, мы их все удовлетворили.
А вот корпоративных клиентов у нас достаточно большое количество и, очевидно, что в зависимости от отраслевой принадлежности компании чувствуют себя по-разному, есть клиенты, на деятельности которых негативно отразились последствия пандемии. Несмотря на это, мы отмечаем отсутствие ухудшения качества кредитного портфеля, при необходимости с каждым клиентом согласовываются индивидуальные сценарии взаимодействия. Мы продолжаем внимательно мониторить финансовое состояние наших клиентов, для того, чтобы иметь возможность действовать превентивно и принимать необходимые меры поддержки.
На основе любой ситуации надо делать выводы. Какие выводы вы сделали этой весной?
Прошедшая весна показала, что банк готов к вызовам и способен адаптироваться к новым условиям, менять технологии взаимодействия с клиентами, обеспечивая бесперебойную деятельность в условиях удаленной работы большинства сотрудников. Это позволило нам выполнять основные показатели плана финансового оздоровления в условиях падения экономической активности.
Банк не оказался на грани выживания, Таврический не только осуществлял текущую работу, но и продолжил реализацию всех проектов развития. Мы уверенно прошли этот этап благодаря оперативному принятию решений и поддержке нашего банка-санатора АО АКБ «Международный финансовый клуб». Мы не собираемся останавливаться на достигнутом, предстоит еще много сделать для успешного завершения финансового оздоровления.