Пандемия затронула не только покупателей квартир, но и их предпочтения по приобретению жилья. Эксперты видят как краткосрочные тренды, так и долгие.
В части ипотеки спрос колебался еще до пандемии: снижался, в середине и конце марта рос, в апреле снова падал. По словам Ольги Трошевой, руководителя КЦ "Петербургская недвижимость", главными факторами, стимулирующими людей к покупке недвижимости в новостройке, стали "нестабильность курсов валют и желание сохранить сбережения".
После объявления программы льготного ипотечного кредитования рынок вновь зашевелился, причем оживились и покупатели квартир, и банки, соревнующиеся за клиента. "Количество сделок с использованием ипотеки (в том числе льготной) на первичном рынке Петербурга и пригородов в мае выросло в 1,6 раза и составило свыше 4,5 тыс. Доля покупок с использованием ипотеки в общем объеме продаж достигла 76%, что гораздо выше показателя 2019 года (60%) и I квартала 2020–го (62%). В июне процент ипотечных сделок также очень высокий — 75%. Рост стал возможен именно благодаря запуску программы льготной ипотеки", — отмечает Ольга Трошева. Поддерживают новацию и риелторы.
На выбор планировок квартир пандемия повлияла не сильно. "Последние несколько лет наиболее популярны однокомнатные квартиры и студии (относительно бюджетные и ликвидные) — и во время самоизоляции тоже", — заявляет Ольга Трошева.
Эксперты констатируют, что ощутимо спал спрос на жилье бизнес–класса, хотя эконом и комфорт продолжали быть востребованными.
"Люди приобретают такое жилье, потому что оно им необходимо для жизни", — говорит Ольга Карпова.
Ольга Трошева уверена, что рынок новостроек успешно восстанавливается после карантинных ограничений: "С учетом программы льготной ипотеки и, возможно, дополнительных мер государственной поддержки мы ожидаем, что полугодие и год завершатся с устойчивыми показателями спроса — на уровне некоторых лет стабильного развития рынка". Ольга Карпова полагает, что "дистанционные сделки будут пользоваться все большим спросом и застройщики их сохранят", но произойдет разделение покупателей на тех, кто готов купить квартиру через интернет, и тех, кто по–прежнему будет предпочитать осмотреть свое будущее жилье вживую до сделки.