"Метрострой" отказывается участвовать в новом тендере Северной верфи на 7,8 млрд рублей по обновлению производственных мощностей, ссылаясь на неудачный опыт первого сотрудничества. Возможно, судостроительному гиганту придётся привести в Петербург подрядчика из другого региона, например из Москвы.
В конце прошлой недели ПАО "Судостроительный завод "Северная верфь"объявило конкурс на строительство "современного судостроительного комплекса" на своей территории. Начальная (максимальная) цена контракта составляет 7,84 млрд рублей. Финансирование предусмотрено в 2020–2021 годах.
Описание объекта закупки предоставляется претендентам в рамках законодательства о государственной тайне. Северная верфь в течение дня не ответила на запрос DP.RU. Однако название конкурса идентично названию тендера, разыгранного в 2017 году. Ту закупку активно комментировало руководство как Объединённой судостроительной корпорации (ОСК), в которую входит Северная верфь, так и самого судостроительного предприятия.
"Мы активно реализуем проект по модернизации Северной верфи. Там будет построен крупнейший эллинг — выстой 75 м, длиной 250 м, с двумя построечными местами, который позволит строить в том числе и афрамаксы (тип судов. — Ред.), и газовозы. Нам очень хотелось бы, чтобы верфь уже в конце 2019 года смогла начать строительство первых крупногабаритных изделий", — говорил, в частности, глава ОСК Алексей Рахманов.
Сейчас крупнейший в Петербурге крытый эллинг расположен на Балтийском заводе. Его длина составляет 168 м, ширина — 31,2 м, высота — 23 м.
"Верфь (после завершения строительства нового эллинга. — Ред.) сможет строить корабли водоизмещением до 25 тыс. тонн. Это новые корабли, в том числе "Лидер", а также универсальные десантные корабли, которые способны нести как сухопутную боевую технику, так и вертолёты", — заявлял, в свою очередь, генеральный директор завода Игорь Пономарёв.
Перспективный эсминец "Лидер" проектируется в России уже много лет. По предварительным оценкам, его водоизмещение может составить около 14 тыс. тонн, а стоимость постройки — порядка 100 млрд рублей. Северная верфь рассматривается в качестве одной из площадок для строительства таких кораблей.
Выход из метро
Конкурс 2017 года выиграло ОАО "Метрострой", которое при начальной цене 6,3 млрд рублей предложило цену около 6 млрд. Но в начале 2019 года, когда срок действия контракта истекал, стало известно о том, что он не исполнен.
"Срок действия контракта с ПАО "СЗ "Северная верфь" закончился в феврале 2019 года, после чего было принято обоюдное решение его не продлевать. Данное решение обусловлено было в основном тем, что проектная документация, по которой велось строительство, требовала доработки, так как не учитывала многие нюансы, возникшие при строительстве (как, например, наличие старых стапельных конструкций на территории строительства). По итогам выхода из проекта ОАО "Метрострой" выполнило работ почти на 2 млрд рублей", — рассказали DP.RU в пресс-службе "Метростроя".
Проблемы с проектной документацией признавал и Алексей Рахманов. Впрочем, он же публично заявлял и о "проблемах с "Метростроем". В сентябре 2019 года Северная верфь подала иск к "Метрострою" на 209,7 млн рублей. Рассмотрение дела по существу до сих пор не началось.
А в октябре в Единой информационной системе госзакупок появилась запись о том, что контракт всё-таки расторгнут.
От тюрьмы и от сумы
С тех пор в "Метрострое" произошли серьёзные изменения. Генеральный директор компании Николай Александров оказался в СИЗО по обвинению в присвоении или растрате средств, выделенных по госзаказу на строительство метро. Его место занял экс-глава комитета по развитию транспортной инфраструктуры Петербурга Сергей Харлашкин. Таким образом Смольный реализовал своё давнее намерение и взял предприятие под свой контроль.
Но и новое руководство не горит желанием возвращаться к проекту Северной верфи. "Во вновь объявленном конкурсе ОАО "Метрострой" принимать участие не планирует по причине незавершённых взаимоотношений по предыдущему контракту", — заявила компания.
О том, что поиск нового подрядчика сопряжён с различными рисками, свидетельствует следующая история. В 2017 году конкуренцию "Метрострою" на торгах Северной верфи пыталось составить ООО "Больверк" из Самары. "Метрострой" выиграл тогда с минимальным перевесом.
Не сумев получить крупный контракт в Петербурге, "Больверк" выиграл ещё больший в Калининграде. В том же 2017 году компания заключила контракт на строительство терминала для приёма круизных судов стоимостью 7,3 млрд рублей. Он также не был исполнен. При этом топ-менеджмент "Больверка" обвинили в краже 1,6 млрд рублей аванса, а сама компания проходит процедуру банкротства.
Начальник аналитического отдела ИК "ЛМС" Дмитрий Кумановский говорит, что в России не так много подрядчиков, способных взяться за госзаказ Северной верфи. Это связано в первую очередь с тем, что долгое время подобных объектов в стране просто не строили. Эксперт предполагает, что на конкурс могут заявиться, например, строительные компании из атомной отрасли (тот же "Метрострой" участвовал в строительстве ЛАЭС-2).
"В своё время говорили о том, что московские компании хотят выйти на рынок Санкт-Петербурга. Я думаю, что для них сейчас благоприятный период", — отмечает Дмитрий Кумановский.
Также он призывает не сбрасывать со счетов и петербургский "Метрострой". "Я думаю, что так или иначе его все равно будут привлекать, так как его производственная база ближе всего к месту стройки", — полагает аналитик.