Зачем нужна новая обувь, когда ходить некуда? Кому показать модную сумку, если для единственной за всю неделю вылазки в магазин нужен разве что тканевый шоппер? Казалось бы, за время самоизоляции производители обуви, сумок и аксессуаров должны были потуже затянуть пояса (возможно, ими самими и созданные). Но статистика все отрицает: кожгалантерея в современном осмыслении развивается даже в трудные времена.
Губить или не губить
Ценность новой пары обуви или сумки ставится под сомнение, если речь идет о временах всеобщего отсиживания дома. Вполне логично предположить, что самоизоляция могла бы оказаться губительной для многих локальных брендов, которые занимают кожгалантерейную нишу. Забегая вперед — на деле для многих ожидание трагедии обернулось развитием. Но и без потерь в Петербурге не обошлось.
"Сейчас мы закрыли ИП, и наша деятельность идет по инерции. О восстановлении пока не говорим. В целом мы коррелируем со сферой туризма, а она очень сильно просела", — анонимно рассказывают в одном из петербургских брендов, который до пандемии занимался созданием самобытных поясных сумок, а сейчас лишь вынужден распродавать "туристические" остатки.
Действительно, чем более базовый товар предлагает производитель, тем быстрее ему удается вывести бренд из кризиса. Так, в ELEPHANT (сумки и аксессуары из кожи) из–за сложных марта и апреля пришлось сэкономить на аренде — закрыть мастерскую в Петербурге. Но уже в мае клиенты стали возвращаться.
Похожими показателями делятся и в бренде "ВЕРФЬ", который занимается изделиями из кожи.
"В апреле была сильная просадка по интернет–заказам, также сказалось закрытие офлайн–магазина — большого канала продаж. В мае спрос стал выправляться, а в июне уже восстановился", — рассказывает Вячеслав Канарейкин, основатель компании.
В свою очередь, бренд MARYAND, по словам его создателя Андрея Грабарника, выполнил примерно 70% от плана на период марта–июня: помог изначальный ориентир на онлайн–продажи, а вместе с ним — "маркетинговые активности".
И все же возвращение былого спроса — не самый лучший вариант даже для локальных производителей. Для многих брендов период изоляции вовсе стал трамплином, которого те совсем не ожидали.
Оживший спрос
Причин "подскочившей" заинтересованности аудитории сразу несколько. Первая и самая очевидная — поиск развлечения в интернете, место которого так удачно занял онлайн–шопинг.
"Многие снимали стресс покупками. Нам же повезло: мы держали довольно большой склад товара к началу карантина. К середине апреля вся производственная цепочка работала нормально и продажи выросли в 2 раза. Аксессуары покупали активно, потому что это товар, который подобрать онлайн гораздо проще, чем одежду", — говорит Иван Адушкин, основатель бренда LOKIS.
"Мы работаем в нише хендмейд, и люди в основном видят наши изделия в соцсетях. Начиная с июня стал заметен рост продаж. Люди, которые “затаились” на время, стали тратить с двойной силой", — отмечает Любовь Кургузова, дизайнер и идейный вдохновитель в мастерской авторских сумок KURGUZOVA.
Повышение спроса отмечает и дизайнер сумок в винтажном стиле Ольга Рыжикова, связывая его, с одной стороны, с послаблениями в режиме самоизоляции, а с другой — с лимитированностью, "штучностью", а значит, уникальностью товара.
Другие производители уверены: кризис обошел их стороной, поскольку они изначально ориентировались на обеспеченную публику. Так произошло, например, с брендом "DЯГ", который специализируется на мужских сумках ручной работы из натуральной кожи. "Видимо, у наших клиентов не возникло финансовых сложностей, но нужно было чем–то занять себя на карантине, поэтому они и обратились к поиску интересных предложений в интернете. В итоге с каждым месяцем самоизоляции прирост продаж составлял порядка 20–30%", — говорит Кирилл Беляев, основатель и совладелец бренда.
Кому–то добиться хороших показателей помогли заказы, которые были сделаны еще до пандемии: например, пока создавались одни пары обуви, постепенно приходили запросы и на другие. "У нас почти всегда заказы расписаны на полтора месяца вперед, поэтому спад мы не ощутили", — говорят в мастерской по пошиву обуви MARK LEVILLEN.
Безотказным оказался и самый очевидный метод привлечения клиентов — скидки. "Когда случился весь этот коллапс, мы объявили скидки на все — 20%. Поклонники нашего бренда знают, что мы не балуем такими предложениями, особенно на кожаные изделия. Мы не хотим обесценивать наш труд и качество продукции, к тому же изначально не делаем большой наценки. Поэтому, когда была объявлена скидка, появилось много заказов — особенно по Петербургу. Хотя обычно онлайн заказывали в основном из Москвы", — говорят в магазине–мастерской AM'WERKSTATT.
Вкус к универсальности
Для кого–то самоизоляция (а значит, и закрытые границы стран) стала хорошим подспорьем для мертвого в деле продаж летнего сезона.
"Обычно летом у нас по продажам — тишина: все в отпусках и на морях. Кожаные сумки особо никому в этот период не нужны. А в это лето люди с удовольствием участвуют в акциях и распродажах", — рассказывает дизайнер Любовь Кургузова.
Сезонность отменилась и в AM'WERKSTATT: здесь прямо посреди лета вырос спрос не только на аксессуары, но и на кожаные куртки–косухи. "Связываем это с тем, что привычный сезон продаж курток пришелся на начало пандемии, поэтому немного сместился во времени. Теперь наши портные зашиваются в прямом смысле слова", — признаются в бренде.
"Мы можем сказать подобное про май. Действительно, в этом месяце обычно сильное падение из–за праздников. Но в этом году все сидели дома и покупали онлайн", — говорит Андрей Грабарник. И уточняет, что о "нетипично прибыльном" лете пока говорить рано: самый низкий по показателям продаж месяц — август — еще впереди.
И все же изменения в поведении покупателей заметны: по словам дизайнеров одежды и обуви, все больше людей обращают внимание на базовые вещи, которые могут подойти чуть ли не к любой одежде. Схема "сотня образов = сотня аксессуаров" все чаще оказывается нерабочей.
"Сейчас эра разумного потребления, и люди покупают прежде всего те сумки, которые можно носить каждый день. Они более минималистичные. Вот и мы за период самоизоляции переосмыслили бренд: решили менять концепцию. За счет этого постепенно наращиваем спрос. Для меня это показатель того, что люди стали немного другими после самоизоляции", — уверена Катерина Мухина, создательница бренда MUKHINA.
“
Планировали закрываться, а тут — взлет. До карантина наш бренд был совсем маленьким. Со всех сторон доносилось: "Срочно покупайте гречку и туалетную бумагу, а никакие сумки не покупайте". Как и все, мы сделали скидки, акции. Начали выкладывать в соцсети хорошие съемки, активно делать посты и сторис. И в это же время люди, севшие на карантин, начали много времени проводить в интернете. И все факторы сложились. Для нас это было прорывом: средняя выручка по сравнению с обычными месяцами выросла в 4 раза. Сейчас предзаказов — на 2 месяца вперед. Мы даже взяли в команду новых сотрудников.
Катерина Волчек
Создательница бренда Сумок Volchek
“
Март–июнь были хорошими месяцами: я активно занималась рекламой. Июль немного просел по продажам. Еще я решила таргетироваться на Беларусь. И она неожиданно здорово выстрелила. Причем обычно никакой сезонности у меня нет: много работаю — много заказов. В период самоизоляции даже появился лист ожидания. Хорошо покупают не только маленькие сумки (те, что подешевле), но и большие — дорогие. Мне кажется, что когда люди хотят приобрести аутентичную вещь и даже стараются копить на нее, им становится не так важно, что происходит вокруг: они все равно готовы покупать. Думаю, многие теперь идут именно за человеком, который создал бренд, а не только за самой вещью.
Даша Соловьёва
Создательница бренда сумок Orso Bianco