Жилые дома в центре Петербурга в "рекомендательном" порядке проверили на энергоэффективность. Результаты указаны на табличках, появившихся на фасадах зданий.
Когда в 2016–м вступил в силу приказ Минстроя "Об утверждении Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов", возглавлявший тогда жилищный комитет Валерий Шиян отправил официальное письмо (оно в итоге оказалось в распоряжении "ДП") главам районных администраций и председателю Жилищной инспекции с несколькими предложениями.
Во–первых, "обеспечить организацию проведения энергетического обследования жилых домов, многоквартирных домов, помещения в которых составляют государственный жилищный фонд". Во–вторых, "довести приказ до руководителей управляющих организаций, ТСЖ, ЖК, ЖСК для принятия мер по его исполнению". В–третьих, "обеспечить ежеквартальное предоставление в жилищный комитет (15 мая, 15 сентября, 15 января) информации об исполнении приказа по форме согласно приложению". Несмотря на такие формулировки, в пресс–службе жилищного комитета сообщили "ДП", что "это не распоряжение, а информационное письмо, носящее рекомендательный характер".
Действительно, в соответствии с приказом Минстроя сертификация для ранее введенных в эксплуатацию зданий (в отличие от новостроек) не является обязательной. Как гласит документ, класс "подтверждается по решению собственников помещений многоквартирного дома или по инициативе лица, осуществляющего управление многоквартирным домом". Жилищная инспекция занимается проверкой класса ранее построенных зданий на основании деклараций управляющих организаций.
Напомним, что по федеральному закону "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности" многоквартирным домам (и пока только им) присваивается класс энергоэффективности — от A++ (высочайший) до G (очень низкий). Класс зависит от уровня теплопотерь дома. Он рассчитывается по отклонению фактического или расчетного (для новостроек) показателя "удельного годового расхода энергетических ресурсов" дома (с учетом отопления, вентиляции, горячего водоснабжения, а также электроснабжения на общедомовые нужды) от базовых значений. На фасаде прошедшего сертификацию здания должен быть размещен указатель класса энергоэффективности (иначе говоря, табличка), который собственники должны поддерживать в исправном состоянии.
Управляющие организации предпочли прислушаться к рекомендациям Смольного. В частности, как сообщили "ДП" в пресс–службе Петроградского района, в 2019 году классы энергоэффективности присвоены "практически всем" домам района, который возглавляет экс–глава комитета по информатизации и связи Иван Громов. Правда, у большинства старых домов класс оказался предсказуемо не самым высоким. "К классу повышенной энергоэффективности на территории Петроградского района относятся в первую очередь новые многоквартирные дома", — проинформировал "ДП" замглавы администрации Андрей Цибиногин.
Брать теплыми
Энергоэффективные дома дают очевидные преимущества — в них расходуется меньше электричества и тепла, а значит, жители тратят меньше денег. Но собственно сертификация на эту эффективность напрямую не влияет и прямых преимуществ собственникам–физлицам не дает. Во всяком случае, платежи за ЖКУ не уменьшаются. "У нас вообще не предусмотрены какие–то стимулирующие инструменты для собственников жилья", — сообщили "ДП" в Центре энергоэффективности (это учреждение подведомственно комитету по энергетике).
Там, правда, предположили, что высокий класс может повысить стоимость жилья при продаже. Так что у собственников может быть стимул работать над повышением класса и после этого проходить сертификацию. В свою очередь, председатель правления Ассоциации ЖСК, ЖК и ТСЖ Петербурга Марина Акимова в беседе с корреспондентом "ДП" и вовсе провела аналогию с советскими табличками "Дом образцового содержания". Зачем, по такой логике, подтверждать низкий класс — загадка. Можно продолжить аналогию и предположить, что это что–то вроде доски позора. "По какому принципу оформляются эти классы — понять очень сложно", — сказала "ДП" руководитель регионального центра НП "ЖКХ контроль" Алла Бредец.
Она привела пример из собственных наблюдений с улицы Ленина. "Почему, например, мой дом имеет класс энергоэффективности ниже, чем соседний? Хотя в моем доме проведены все капитальные ремонты, у нас энергоэффективные двери и энергоэффективные окна. А напротив стоит дом–развалюшка, у которого чердачное помещение открыто, продухи замурованы, а двери всегда настежь", — недоумевает общественница. Таблички на старых зданиях, по ее мнению, не отражают их действительную энергоэффективность, не приносят пользы собственникам и не украшают фасады. "Это взаимовыгодное сотрудничество между управляющей компанией и изготовителем табличек. Это способ освоения денег, поступающих на содержание многоквартирного дома", — предполагает Бредец.
Технично с угла
На Петроградской стороне управляющими организациями были выполнены "единообразные указатели" энергоэффективности, сообщил Цибиногин. Хотя, отметим, в районе они встречаются как минимум двух видов — на темном и на белом фоне. "Согласования на их размещение не требуется, так как они являются технической маркировкой многоквартирных домов", — добавил чиновник. Отсутствие регламентов подтвердили и в КГА. Между тем таблички разместились в том числе на фасадах старинных зданий в стиле модерн, среди которых есть и памятники архитектуры. Таков, например, дом Розенштейна на Большом пр. П. С., 77. Для горожан эти буквы — загадка. "Разумеется, эти таблички нарушают исторический облик", — уверена председатель Петроградского районного отделения ВООПИиК Людмила Семыкина.
При этом, по ее мнению, таблички "заметны" и "очень бросаются в глаза". Градозащитница полагает, что облик их должен регулироваться, как и у всего, что размещается на фасаде. "Не разрешают же мемориальные доски на фасадах домов–памятников. Даже известным людям и знаменитым личностям", — сказала Семыкина.
Действительно, к примеру, для номерных знаков на домах или "информационных досок" с названием организации такие требования установлены. Так, знаки адресации (номера домов и квартальные таблички), в соответствии с правилами благоустройства, должны "соответствовать архитектурному облику города, архитектурно–градостроительному облику здания, сооружения", на них оформляются листы согласования в КГА. Глава комиссии по горхозу ЗакСа Александр Карпов в комментарии "ДП" отметил, что "можно подумать об общем регламенте" и для указателей энергоэффективности. Но согласовывать каждый знак в отдельности, безусловно, избыточно. В том масштабе, в котором согласовывается в документах архитектура фасадов, этих знаков просто не будет видно, добавил Карпов.
В приказе Минстроя сказано, что указатель представляет собой квадратную пластину размером 30 на 30 см. Знак размещается "на одном из фасадов на высоте выше 2 м от уровня земли на расстоянии 30–50 см от левого угла здания" таким образом, чтобы была обеспечена его видимость и сохранность. "Цвет шрифта и фона указателя может быть выбран в соответствии с существующими указателями, размещенными на фасаде многоквартирного дома, либо черный цвет шрифта на белом глянцевом фоне", — гласит приказ.
На практике в разных районах и у разных застройщиков таблички выглядят по–разному.
Согласно национальной программе стандартизации Росстандарта на 2020 год к июню нынешнего года за счет средств федерального бюджета должна была быть выполнена разработка национального стандарта (ГОСТ Р) "Энергоэффективность и энергосбережение. Требования к указателю (маркировке) класса энергетической эффективности многоквартирного дома и его размещению".
Однако в этот срок ГОСТ утвержден не был. Более того, как сообщили "ДП" в Росстандарте, "в данный момент тема остановлена и не планируется к разработке".