"Улыбка радуги" запустила в Петербурге оплату покупок с помощью смартфона. Это общий тренд для ретейла, но доходы он повысит вряд ли.
Федеральная сеть магазинов "Улыбка радуги" запустила в Петербурге оплату покупок с помощью мобильного приложения B–Pay от стартапа Briskly. Ожидается, что технология позволит сократить контакты между покупателем и кассиром и уменьшить количество очередей. Тестировать систему будут в четырех магазинах сети с высоким трафиком покупателей.
Генеральный директор сети "Улыбка радуги" Алексей Баулин надеется, что сервис привлечет в магазины представителей молодого поколения. В дальнейшем систему намерены масштабировать на все точки продаж. "Существенный рост продаж от этой технологии мы получим, если она станет широко применяться другими игроками в ретейле. В идеале инструмент может стать основой для построения магазина, где вообще не нужны кассиры и продавцы, а покупатель имеет возможность делать покупки круглосуточно", — говорит Баулин.
В Петербурге приложение B–Pay уже тестируют в двух супермаркетах сети "Азбука вкуса", а также на АЗС и в микромаркетах. В пресс–службе "Азбуки вкуса" отмечают: пока с помощью сервиса в одном чеке можно купить товары не более чем с 10 артикулами общей стоимостью до 1500 рублей. Также нельзя приобрести алкоголь, табак и весовые товары. IT–решения для ретейла на российском рынке предлагают и другие компании. Мобильное приложение Take&Go от Сбербанка, например, тоже работает в сети "Азбука вкуса". Оно действует в специальном магазине без касс и продавцов, оснащенном системой компьютерного зрения. Пока применяется только в магазине в "Москва–Сити", планируется запуск и в Петербурге.
Городской ретейл давно начал применять технологии бесконтактной оплаты. Самая распространенная — кассы самообслуживания и системы сканирования товара, позволяющие совершать покупки без участия кассира.
В сети "О’Кей" отмечают: такая система позволила увеличить средний чек у использующих ее покупателей на 10–15%. В X5 Retail Group в апреле начали устанавливать кассы самообслуживания собственной разработки в сети "Пятерочка". В дальнейшем планируется создать развернутую систему самообслуживания.
По внедрению подобных решений Петербург пока немного отстает от Москвы с учетом чуть меньшей доли бесконтактных платежей у бизнеса. Объем глобального рынка самообслуживания в ретейле до пандемии оценивался примерно в $2,8 млрд. Лидером по использованию таких сервисов эксперты называют США, где каждый третий ретейлер разрабатывает свою систему.
"Флагман отрасли систем самообслуживания — это Amazon Go, они работают на нейросетях и rfid–метках, — отмечает СЕО Briskly Глеб Харитонов. — В России этот рынок только начинает свой путь: до 2% транзакций от общего оборота офлайн–ретейла — это потенциал роста к 2025 году".
Впрочем, эксперты сомневаются, что подобные сервисы помогут сетевому ретейлу увеличить средний чек и привлечь новых покупателей.
"Скорее, они позволят не потерять старых клиентов, которые в контексте эпидемии коронавируса ставят в приоритет безопасность", — отмечает директор по продуктам и инновациям VR_Bank Михаил Петров.
Генеральный директор INFOLine Иван Федяков вообще считает, что услуги scan&go сегодня недостаточно активно используются клиентами продуктовых магазинов. Да и создать прорывное решение для бесконтактной оплаты вряд ли возможно.
"Разработчикам более перспективно сосредоточиться на персональных программах лояльности, технологиях автоматизации товарооборота, использовании RFID–меток. Последнее, правда, более актуально для магазинов одежды, где средний чек выше и маржа на единицу товара больше, чем в продуктовом ретейле", — подчеркивает Федяков.
Опрошенные "ДП" эксперты считают, что применение технологий в ретейле приведет к вымиранию профессии кассира. Михаил Петров считает, что от услуг кассиров ретейл мог бы отказаться уже через год. Иван Федяков согласен с этим, но полагает, что на такое преобразование уйдет длительное время. А в непродуктовом ретейле скоро сократится число продавцов–консультантов, добавляет генеральный директор ООО "ТП ЛАБ" (разработчик системы видеоценников для магазинов электроники RetailRotor) Дмитрий Ивченко.
"Сейчас такие специалисты больше отвечают за эмоциональную составляющую. А информацию о товаре можно получить через специальные сервисы", — говорит он.