Железный занавес — 2020: перспективы и риски открытия границ

Автор фото: Коллаж Алены Марченко, фото: Валентин Беликов, vostock-photo

"Деловой Петербург" запускает новую рубрику "Тема недели". На площадке dp.ru мы предоставим слово экспертам по самым актуальным и обсуждаемым событиям последних дней. Проект стартует с одной из горячих тем середины июля — возобновления международного авиасообщения и открытия заграничных курортов для россиян.

Власти РФ активизировали работу по запуску международного авиасообщения. Точные сроки не называются, однако всё больше стран подают сигналы о готовности принять российских туристов. О скором запуске полётов из Петербурга уже объявляли в Finnair, Turkish Airlines и Air Serbia. Авиаперевозчики надеются, что в августе все ограничения снимут.
"ДП" спросил у экспертов и представителей туристического рынка, сколько ещё времени может протянуть отрасль в условиях железного занавеса, что будет, если зарубежные курорты так и не пустят к себе россиян в этом году, остались ли у населения деньги на отдых и приведёт ли открытие границ к снижению спроса на внутренний туризм. Мнения по этим вопросам разделились, но почти все говорят, что кризис ещё очень далёк от завершения.

Государство в ответе за туристов

Профессор отделения сервиса кафедры маркетинга и торгового дела Института отраслевого менеджмента (ИОМ) РАНХиГС Галина Дехтярь признаёт, что выездной туризм сегодня остаётся самым проблематичным. Дорогой отдых в Крыму и Сочи при этом оказался востребованным: уже начались массовые заезды, гостиницы на побережье забиты, мест на пляжах нет.
"Но в целом отрасль не сможет нормально работать до тех пор, пока не будут возобновлены регулярные перевозки за рубеж. После открытия границ спрос на внутренний туризм, конечно, снизится. Однако глубина продаж отдыха на территории Российской Федерации сегодня тоже небольшая. Люди ждут. У кого есть возможность планировать свой отпуск на любое время, тот регулярно проверяет прессу, надеясь на хорошие новости. Бронирования сейчас идут в основном за 10 дней или неделю, чтобы можно было сориентироваться и поехать отдохнуть хоть куда-то. В случае открытия границ, думаю, многие пересмотрят свои планы на отпуск в августе-сентябре. Естественно, на отдых собираются далеко не все: экономическая ситуация тоже влияет на спрос, и полное восстановление потока нам не светит. Хорошо ещё, если мы восстановим потоки по перевозкам в 2021 году, но не этим летом точно. Прогнозировать бесполезно, потому что учёные ожидают вторую волну коронавируса, хотя нас теперь и уверяют, что, может, её и не будет. Но если уж в разных странах начинаются повторные всплески, значит, не всё так спокойно в багдадском королевстве. Важно понимать ситуацию с коронавирусом не только в РФ, но и в мире. Если россияне снова окажутся за рубежом и случится вторая волна, государство снова будет их возвращать и, естественно, снова лечить — эта проблема существенно влияет на открытие границ", — отметила Галина Дехтярь.
Сейчас все с нетерпением ждут открытия Турции, которая является лидером продаж в летний сезон, подчёркивает основатель и руководитель туроператора и турагентства Go Travel Наталья Ансталь.
"Ждём запуска чартерных рейсов на турецкие курорты со дня на день, — рассказывает Ансталь. — Тогда говорить о восстановлении туристической отрасли вполне возможно, в таком случае турагентства смогут вернуться к нормальной жизни. Безусловно, надеяться, что за оставшиеся пару месяцев турбизнес отыграет упущенную прибыль, не стоит. Традиционно туристический сезон начинался в мае, а заканчивался в конце сентября — начале октября. Но в условиях пандемии 2,5 месяца полноценной работы турагентства уже счастье. Полученная выручка позволит продолжить работу компании и не стать банкротом. Также стоит учитывать, что далеко не все россияне готовы сразу же отправиться отдыхать за рубеж после снятия ограничений. Риск заразиться коронавирусом в местах скопления людей всё ещё остаётся высоким".

Здоровье нации прежде всего

Сложность и жёсткость пережитого локдауна заключалась прежде всего в отсутствии объективной информации и в неготовности по ряду объективных причин противостоять угрозе на всех уровнях, говорит специалист туристической и ивент-индустрии, координатор мероприятий по РФ и Европе, руководитель и соучредитель H-Groupe Лина Гончарова.
"В данный момент информационное поле как по самому вирусу, так и по необходимым мерам безопасности гораздо более насыщенное, что позволяет надеяться, что все участники туристического рынка и непосредственно сами туристы смогут применить на практике все необходимые рекомендации и требования. Протоколы безопасности по санитарно-эпидемиологическим вопросам уже разработаны и имплементированы многими странами как обязательные для аэропортов, средств размещения и объектов общественного питания. Также, говоря особенно о Европе, на сегодняшний день в достаточном объёме налажено производство средств индивидуальной защиты, масок и дезинфицирующих жидкостей, которые в начале распространения вируса оказались в дефиците, и в некоторых странах приобрести их было просто невозможно. Таким образом, готовность ряда стран возобновлять авиасообщение с РФ и принимать гостей имеет под собой в качестве основания не только потребность восстановления экономики, и туристического сектора в частности, но и уверенность в введённых мерах предосторожности", — комментирует Лина Гончарова.
По её мнению, решение по открытию границ будет зависеть от двусторонней работы, однако нет сомнений, что для достижения положительного решения будут прикладываться все усилия. Статистика падения доходов россиян красноречива, однако данный кризис имеет не только финансово-экономические, но и психологические аспекты. И ряд мировых кризисов тому доказательство. Именно после серьёзнейших потрясений люди стремились к отдыху и развлечениям с ещё большим рвением. Сейчас будет происходить то же самое — перераспределение бюджетов в пользу путешествий.
"Важно понимать, что в погоне за прибылью нельзя поступиться здоровьем нации. Если говорить о восстановлении спроса как об экономическом показателе, то это произойдёт очень быстро, ещё и с перспективой роста по сравнению с аналогичными периодами прошлых лет. Но это если речь идёт о цифрах намерений путешествовать, а вот цифры реальной готовности приобретать путёвки будут зависеть от этичности работы туроператоров и турагентств. Насколько корректно были аннулированы поездки, насколько корректно будут предлагаться к реализации выданные ваучеры и т. д. Важно также понимать, что данный кризис, вероятнее всего, кардинальным образом изменит подход к бронированию. Граждане будут принимать решения о поездке и внесении полной суммы как можно ближе к поездке, опасаясь новых аннуляций", — добавила Лина Гончарова.
Генеральный директор агентства делового туризма "Аэроклуб" Юлия Липатова отмечает, что в июне, после распоряжения правительства о смягчении ограничений на выезд и въезд в страну, появились первые зарубежные бронирования деловых путешественников, однако пока их число не превышает 1% от объёмов прошлого года. "Возобновление международных перелётов менее критично для бизнес-туризма, чем восстановление спроса на внутреннем рынке, который в июне вырос на 173% по сравнению с апрелем-маем, когда индустрия делового туризма достигла дна на фоне пандемии. Тем не менее мы и наши клиенты с нетерпением ждём открытия международного авиасообщения, прежде всего с такими странами, как Германия, Белоруссия (с 16 июля граждане РФ могут въехать без прохождения карантина), Казахстан, Франция и Италия, которые входят в топ-5 направлений у бизнес-путешественников", — сообщила Юлия Липатова.

3 года на восстановление

Коммерческий директор сети турагентств "Марселина Трэвел" Георгий Погосов предполагает, что большинство турагентств сможет ещё продержаться месяц-два (до сентября-октября), а дальше будет огромное количество закрытий и уходов с рынка.
"Туркомпании, у которых большинство продаж приходится на выездной туризм, конечно, не готовы к тому, что наших туристов в этом году не будут пускать на зарубежные курорты. Турагентства, как и многие туристы, надеются, что в этом году границы будут открыты для путешествий хотя бы с несколькими странами. Люди копили на свой отдых, надеялись и мечтали о путешествиях в этом сезоне, подавляющее большинство хотело отправиться на море. Многие заняли выжидательную позицию и ждут открытия границ. Не думаю, что будет сильное снижение спроса на внутренний туризм. Те, кто хотел отдохнуть на территории страны, отдохнут в России. Те, кто больше любит зарубежный отдых, будут ждать открытия границ. Полного восстановления выездного туризма в этом году не будет, так же как и в следующем. Если говорить о полном восстановлении допандемийного уровня, на это уйдут годы, не менее 2–3 лет", — прогнозирует Погосов.
Те компании, которые получают различную помощь (льготные кредиты, кредиты на зарплату, льготное рефинансирование, налоговые каникулы), могут протянуть ещё квартал или два, считает ведущий аналитик QBF Олег Богданов. "Если такой помощи нет, то, скорее всего, эти туристические компании уже закрылись. Можно ожидать, что основные зарубежные направления, которые предпочитают российские граждане (Турция, Египет), откроются уже в августе. Это, конечно, поддержит нашу туристическую отрасль. Нужно учитывать, что у населения сформировался отложенный спрос на турпоездки за рубеж, поэтому, как только возобновится туристический трафик, турфирмы смогут компенсировать значительную часть потерь", — полагает эксперт.
"За последнюю неделю всё больше говорят об открытии границ. И мы сильно это почувствовали, — делится своими наблюдениями директор по развитию и коммуникациям сервиса онлайн-бронирования жилья для отдыха Tvil.ru Оксана Шустикова. — За неделю трафик, приходящий на сайт, упал на 10%. Туристы начали уточнять про зарубежные направления. Думаем, что открытие границ сильно скажется на внутреннем туризме и приведёт к ещё большему снижению запросов на отдых в России. Также популярность российских курортов падает из-за поступающих жалоб в СМИ на плохой уровень сервиса и завышенные цены на направлениях внутреннего туризма. Хороший и комфортабельный отдых стоит дороже в России, чем за границей".

Десятки миллиардов мимо бюджета Петербурга

На фоне коронакризиса сбережения россиян заметно поредели, рассуждает президент ассоциации "Рустайм" Анна Виноградова. Она констатирует, что деньги, ранее отложенные на отдых, были израсходованы на другие цели. "Конечно, можно только гипотетически представлять, что "было и стало", но рискнём предположить, что отпускные сбережения россиян поредели не менее чем на 50%. Данная мысль может быть продолжена и закономерно завершится следующим выводом: при восстановлении международного транспортного сообщения и открытии границ объём туристического потока из России будет вдвое меньше прошлогоднего", — подытожила Виноградова.
Заместитель генерального директора ООО "Пулково Скай", эксперт рынка апартаментов Владимир Федоров с высокой долей уверенности прогнозирует, что объём выездного туризма восстановится в течение полутора лет. За это время большинство (до 70%) фирм, ориентированных на работу с выездными туристами, восстановятся, сохранят своё присутствие на рынке, оптимизируют и диверсифицируют свою деятельность.
"Часть (до 30%) фирм объединятся или закроются, чтобы через некоторое время реинкарнировать. Малая часть (до 15%) фирм, не имеющих большой клиентской базы или вовлечённых в серьёзные судебные разбирательства, окончательно прекратят свою деятельность. Если ситуация с социальными ограничениями затянется и/или усугубится, то закроется до 60% фирм, из которых половина разорится. Деятельность туроператоров и турагентств, работающих с выездными туристами, изначально отличалась адаптивностью к социально-экономическим условиям, изменениям запросов туристов. Выездной туризм станет более бюджетным: выезжающие туристы будут более экономны, в том числе будут стремиться самостоятельно организовывать путешествия; перевозчики и средства размещения будут предпринимать стимулирующие меры, включая более бюджетные предложения. Туркомпании, работающие с выездными туристами, будут более активно оптимизировать свою деятельность — ожидаются структурные изменения (штат, филиальная сеть), корректировки бюджетов (реклама, офисные затраты), а также переориентируются на внутренний туризм", — анонсирует масштабные изменения рынка Владимир Федоров.
По словам эксперта, несколько ослабевший рубль должен был сделать путешествие в Петербург привлекательным для иностранных туристов, но привычная глубина бронирования на уровне 3–4 месяцев, даже с учётом улучшающих корректировок по "е-визам", практически исключает до окончания года из возможного туристического потока въездной туризм. "А ведь последний составлял около 40% от общего значения и обладал высокой платёжеспособностью как в части оплаты услуг проживания и транспорта, так и сопутствующих расходов. Если принять в рассмотрение среднюю продолжительность пребывания туриста в городе 3 дня, учесть, что многие россияне, лишённые выездного туризма, дополнят большую часть внутреннего туризма, но при этом в силу социально-экономического фактора будут вести себя более сдержанно при планировании и осуществлении своих ближайших расходов, в том числе на отдых, дополнительно учесть, что в этом году мы практически потеряли MICE- и событийный туризм, то Санкт-Петербург недополучит несколько десятков миллиардов рублей, что усугубится косвенными издержками, прежде всего по занятости населения, вовлечённого в туристическую отрасль, и объектам инфраструктуры", — резюмировал Федоров.