Областное ГП "Пригородное ДРСУ № 1" практически пробилось на закостенелый рынок содержания петербургских улиц.
В конце 2017 года власти Ленобласти задумали провести реформу государственных дорожных ремонтно–строительных и эксплуатационных управлений (ДРСУ и ДРЭУ), отвечающих за содержание региональных трасс.
Целью было создание финансово устойчивых предприятий, способных участвовать в серьезных аукционах, в том числе и по ремонту дорог. Кажется, все получилось: областное предприятие "Пригородное ДРСУ № 1" смогло выиграть весьма крупный контракт по содержанию дорог в течение полутора лет в Калининском районе Петербурга почти на 1 млрд рублей. Однако эксперты не уверены, что реформа сыграла здесь ключевую роль.
Собрать всех
"Проведение реформы не обязательно стало ключевым событием, способствовавшим победе Пригородного ДРСУ № 1 в этом аукционе. Любое успешное ДРСУ, а Пригородное ДРСУ № 1 последние годы было очень успешным, могло выйти на аукцион и победить", — считает директор Лодейнопольского ДРСУ Виктор Фёдоров.
Для Пригородного ДРСУ № 1 реформа заключалась в присоединении к нему менее прибыльных Всеволожского и Рощинского управлений. По словам директора Пригородного ДРСУ Алексея Молчанова, за последний год финансовый оборот удалось увеличить в 2 раза.
"Совместный бюджет трех ДРСУ с 2018–го на 2019 год мы увеличили в два с лишним раза. Прибыль тоже серьезно увеличилась. Поэтому уже в прошлом году мы участвовали в крупных аукционах как “Ленавтодора”, так и коммерческих организаций. Мы постепенно увеличиваем объем работ, портфель заказов: и содержание, и ремонт, и строительство. Но содержание областных дорог — основная наша задача", — прокомментировал "ДП" Алексей Молчанов.
По итогам 2019 года выручка предприятия, согласно системе "Контур.Фокус", составила 734 млн рублей при 379 млн годом ранее. Прибыль также выросла кратно — 24 млн рублей против 5 млн в 2018–м.
При этом не всем ДРСУ реформа пошла на пользу. Так, например, самое мощное Лодейнопольское ДРСУ (выручка, по данным "Контур.Фокус", — 759 млн рублей в прошлом году) переживает уже вторую реорганизацию. В 2009 году к нему присоединили убыточное Подпорожское ДРСУ, а в 2018–м добавились Бокситогорское и Тихвинское управления. Лодейнопольскому ДРСУ пришлось гасить десятки миллионов рублей их долгов.
"Каким–то ДРСУ повезло, объединение пошло на пользу, стало спасением, а для кого–то, как для нас, например, это шаг назад не на один год. Если раньше мы на десятки миллионов рублей могли технику сами закупать, на свои средства, то в нынешней ситуации живем очень–очень скромно, — отмечает Виктор Фёдоров. — Сейчас нам тяжеловато, мы четыре района обслуживаем, это много. Они смежные, но содержать нужно более 2 тыс. км дорог, которые расположены как паутина. Здесь и асфальтобетонное покрытие, и гравийное, и грунтовое".
Одно удовольствие
При этом Лодейнопольское ДРСУ — единственное областное управление, которое работает субподрядчиком и генподрядчиком на федеральных трассах, а в его состав входят асфальтобетонный завод и паром на реке Свири. В течение пяти с половиной лет (до июля 2018 года) оно занималось содержанием участков федеральных трасс Р–21 "Кола" и А–114 Вологда — Новая Ладога в Ленобласти, контракт был заключен на 1,8 млрд рублей. Однако по истечении его срока заказчик решил объединить содержание участков сразу четырех федеральных трасс (до 2023 года) в один контракт стоимостью более 5,2 млрд рублей.
Лодейнопольское ДРСУ рассчитывало сохранить за собой часть работ, специально для этого приобреталась техника, но новая закупка была явно рассчитана на более крупного подрядчика. Контракт подписали с АО "ПО РосДорСтрой", а ДРСУ стало работать на субподряде, но и без генподряда управление не осталось.
"Работа на федеральной сети дорог сегодня выручает. Трассу Р–21 “Кола”, где проведены ремонты, содержать вообще одно удовольствие, и затрат меньше. А трасса Лодейное Поле — Вытегра только год как стала федеральной, она без ремонтов, затрат там достаточно. Но сам факт генподряда на федеральной трассе меня радует", — поделился Фёдоров, отметив, что на генподряде у ДРСУ 120 км федеральных трасс, а на субподряде — 100 км. При этом в Петербург Лодейнопольское ДРСУ не стремится, поскольку "реально смотрит на вещи", подчеркнул Фёдоров.
Где–то и недодать
"Уличная сеть — не наш профиль, я удивился (участию Пригородного ДРСУ № 1 в городском аукционе. — Ред.). Наше — уборка дорог регионального или федерального значения, у нас и техника заточена под эти дороги, скоростная очистка и так далее. А в городах на улично–дорожной сети технология другая", — отметил дорожник.
Об этом заявил и директор ассоциации "Дормост" Кирилл Иванов: "Это принципиально два разных вида уборки — в городской среде и на трассах". По мнению эксперта, в среде содержания дорог что–то менять скорее вредно, чем полезно.
"Победило не Пригородное ДРСУ № 1, а победила идея, что все могут делать всё. Мне кажется, она плохо обернется для горожан. Существующая структура городских ГУПов как минимум имеет управление, в акционерных обществах есть наблюдательный совет с участием представителей власти, и у города есть рычаг — как–то сподвигнуть руководителя подрядной организации в случае необходимости сделать больше, чем нужно. Где–то и недодать денег, если это не потребовалось. А сейчас структура, которая городу не подчинена, выиграла аукцион. Если деньги все не выберутся, она потребует их выплатить. Или наоборот, они выберут положенные средства раньше времени, и что делать?" — считает Иванов.
Возможно, Пригородное ДРСУ № 1 возьмет кого–то из традиционных петербургских подрядчиков на субподряд. Однако Кирилл Иванов отмечает, что этот субподрядчик ни одного движения бесплатно не будет делать. "Если во взаимоотношениях с городом они (городские предприятия. — Ред.) себе такого не могут позволить, то здесь будут вести себя именно так. Может, получится, что Пригородное ДРСУ № 1 вместо условного 1 млрд рублей потратит 2 млрд и больше никогда не появится в городе. Залезть на гору не значит на ней усидеть", — считает эксперт.
Новый игрок
Контракт на содержание дорог в Калининском районе с Пригородным ДРСУ № 1 пока не заключили, хотя предприятие и признали победителем. По иску ООО "СП “Северное”", изначального победителя аукциона, суд принял обеспечительные меры: запретил комитету по благоустройству заключать контракт (см. "ДП" № 92 от 17.07.2020).
Но новых работ предприятие не боится. "Мы хотим увеличивать портфель заказов, поэтому и заявились (на аукцион по содержанию дорог. — Ред.), — прокомментировал Алексей Молчанов. — К сожалению, у нас нет большого опыта работ по капитальному ремонту и строительству, поэтому в серьезных аукционах по этим работам мы пока участвовать не можем. Но у нас есть опыт содержания, ремонта дорог, мостов, нанесения разметки". Все свои намерения ДРСУ согласовывает с учредителем — комитетом по дорожному хозяйству Ленобласти, добавил Алексей Молчанов.
Напомним, всего укрупнение затронуло 16 ДРСУ и ДРЭУ, принадлежащих дорожному комитету Ленобласти. К Лодейнопольскому ДРСУ присоединили Бокситогорское и Тихвинское, Приозерское ДРСУ поглотило Выборгское ДРЭУ. К Киришскому управлению добавили Кировское ДРСУ, а Гатчинскому — Пригородное ДРЭУ.
Частью Пригородного ДРСУ № 1 стали Всеволожское и Рощинское управления. Лужское, Сланцевское и Кингисеппское объединили на базе Волосовского ДРСУ. Уже к концу 2018 года пять из шести ДРСУ завершили год с прибылью на счетах.