Несмотря на то что в бюджете Петербурга на 2020 год компенсации концессионеру ЗСД не заложено, он всё равно её получит как пострадавший от пандемии. Чтобы избежать очередного скандала в ЗакСе, город придумал новую схему — заплатить через банковский кредит.
Совет директоров АО "ЗСД" (на 100% принадлежит Петербургу) на днях принял решение подать заявку в Евразийский банк развития на первый транш в рамках одобренного ранее кредита на 6 млрд рублей. Размер транша составит 1,6 млрд рублей.
Деньги запрашиваются "с целью возмещения ранее понесённых затрат на исполнение обязательств Санкт-Петербурга перед партнёром по выплате платежей по компенсации затрат партнёру за IV квартал 2019 года и I квартал 2020 года", — говорится в официальном сообщении АО "ЗСД".
В компании не стали более подробно распространяться о целях получения денег. Не добавили конкретики и в комитете по инвестициям Петербурга. "Указанные кредитные средства, в соответствии с официально опубликованной информацией, предусмотрены для возмещения ранее понесённых АО "ЗСД" затрат в рамках исполнения соглашения о государственно-частном партнёрстве", — сообщил комитет.
Дорога на карантине
Неофициально dp.ru сообщили, что речь идёт о выплате так называемых максимально компенсируемых затрат (МКЗ) — разницы между минимально гарантированной выручкой концессионера и фактическим сбором денег за проезд по Западному скоростному диаметру.
Выплата МКЗ — один из наиболее скандальных аспектов концессионного соглашения. Оппозиция в Законодательном собрании Петербурга постоянно обращает внимание на то, что за пользование платной трассой платят не только водители, которые по ней едут, но и весь остальной город, включая пешеходов. Размеры ежегодных выплат в разные годы варьировались от 3,7 млрд до 5,2 млрд рублей, а в общей сложности набежало 17,5 млрд рублей.
В прошлом году внезапно выяснилось, что Смольный не закладывает компенсацию ООО "Магистраль Северной столицы" (МСС, концессионер проекта) в бюджет 2020 года. "На текущий момент в финансовой модели не предусмотрено финансирование на следующий год", — заявил тогда глава комитета по инвестициям Роман Голованов.
При этом с 18 января 2020 года МСС на 16–50% подняла тарифы на проезд по ЗСД. Планировалось, что постоянно растущий трафик и повышение цен позволят концессионеру выйти на плановые показатели выручки, говорят источники, знакомые с ситуацией. Но всё испортил коронавирус. Из-за введённых в Петербурге ограничений трафик по платной трассе (как и по всем остальным дорогам) резко упал. В МСС не ответили на вопросы dp.ru о текущей выручке и ситуации с выплатами.
ЗСД для инвесторов
Впрочем, компенсация МКЗ — это не единственная статья расходов города на ЗСД. В 2011–2012 годах АО "ЗСД" выпустило пять выпусков облигаций в общей сложности на 25 млрд рублей сроком на 20 лет. Раз в полгода по всем выпускам выплачивается купонный доход по ставке 10,44% годовых (первые два выпуска) и 9,84% — по оставшимся.
Платить держателям облигаций по 2,5 млрд рублей в год АО "ЗСД" самостоятельно не может. Источники дохода компании — это сдача в аренду городской земли под ЗСД (в 2019 году это принесло ей 127 млн рублей) и проценты по вкладам (ещё 146 млн). При этом одни только управленческие расходы составили более 245 млн рублей. Соответственно, по облигациям фактически платит город. Это делается через допэмиссии акций, которые регулярно проводит АО "ЗСД". Город их выкупает, однако эти траты, достигающие порой 10 млрд рублей за один выкуп, чаще всего не вызывают столь бурного ажиотажа, как решения о выплатах МКЗ.
Едва ли АО "ЗСД" найдёт и другой источник для погашения кредита на 6 млрд рублей, который был оформлен этим летом и из которого компания сейчас должна получить 1,6 млрд на выплату МСС.
Впрочем, главные выплаты впереди. В 2031–2032 годах наступают сроки погашения облигаций. Это 25 млрд рублей, которые АО "ЗСД" должно будет где-то взять.