Обычно в июле выставочный сезон подходит к концу. Музеи стараются запустить основные проекты до конца весны, ко времени, когда нагрянут туристы. Арт–центры и галереи готовы открыть в середине лета что–нибудь новое, но август уже на носу, все ждут отпусков, а там — и начало осенних ярмарок. Крупные международные биеннале, впрочем, лето жалуют: в Венеции, Касселе и там, куда занесет судьба кочующую по европейским городам "Манифесту", основной поток посетителей ожидают как раз в отпускную пору. Да только в этом году некоторые из них — "Манифеста" в Марселе и Берлинская биеннале — перенесены на осень. Другие переведены в формат онлайн или вовсе отменены.
В июле музеи и выставочные пространства открыли новый сезон, разработав за период самоизоляции новые правила посещения. Сейчас в Русском, Эрмитаже, Манеже — аншлаг.
Лишь несколько автобусов
Еще бы его не было! Они были закрыты почти 4 месяца. Аншлаг, конечно, не тот, что прежде, когда перед входом томилась очередь, а в залах была толчея. Русский, например, теперь готов принять 240 посетителей в день. Это ограничение гарантирует соблюдение социальной дистанции.
Разницу между обычной посещаемостью и сегодняшней цифрой почувствовать легко: 240 посетителей — это всего лишь несколько туристических автобусов. Так что попасть в Русский сейчас не так–то просто.
Тем, что новый сезон стартовал в июле, нас, конечно, не удивишь. Мы еще и не такое видели. Но, согласитесь, в этих новых обстоятельствах много необычного.
Афиша нового сезона в основном состоит из выставок, закрывшихся еще в марте. Их продлили: некоторые на месяц, некоторые существенно дольше. Причем эрмитажная выставка ассирийского искусства из Британского музея — блокбастер мирового уровня и, пожалуй, главный музейный проект этого года в Петербурге — сейчас открыта бесплатно. Нет худа без добра: на такую щедрость в других обстоятельствах не приходилось бы рассчитывать.
В Большой анфиладе Главного штаба, который планируется сделать полностью доступным для посетителей осенью, проходит выставка "Студии 44". Главный штаб — на настоящий момент самый известный и самый значительный проект "Студии".
Выставка посвящена истории перестройки здания в музейный комплекс Эрмитажа, которая велась на протяжении 12 лет. Отношение к этому проекту в архитектурной среде неоднозначное, и, возможно, экспозиция бы выиграла, если бы на ней более полно была представлена полемика, развернувшаяся вокруг Главного штаба. Но сейчас, наверное, такое упущение погоды не испортит. Музей открыт, выставка продлена — уже хорошо!
Пауза на пользу
Русский музей после перерыва представил новую постоянную экспозицию. Теперь она не про историю отечественного искусства, в новой развеске акцент сделан на художниках, причем не только на знаменитых — Николае Ге, Илье Репине или Василии Сурикове, — но и на таких пока что недостаточно оцененных широкой публикой, как Федор Васильев. Как и в случае с гастролями ассирийского искусства, весенняя пауза благодаря усилиям кураторов пошла на пользу.
В залах, где еще недавно висели до того знакомые работы, что мимо них легко было пройти, даже не заметив, теперь задерживаешься на добрые полчаса, а то и больше. Здесь много редко показывавшихся холстов, а те, что были на старой постоянной экспозиции, в большинстве своем висят на новых местах.
Знатоков отечественного искусства нынешняя развеска порадует. Правда, теперь не пройдешь из главного здания в корпус Бенуа: переход закрыт. Зато в Бенуа интереснейшая выставка, подготовленная к юбилею победы во Второй мировой, но открывшаяся только что. В трех залах собраны работы о войне, созданные после ее окончания. Это обзор нарративов памяти, которые формируют наше знание о прошлом.
Пока затишье
Ждет ли нас в новом сезоне что–то новое или мы застряли в прошедшем марте, когда искусство взяло сильно затянувшуюся паузу?
Конечно, нового будет не так много, как хотелось бы, о чем свидетельствует уже хотя бы то пристальное внимание, которое привлек к себе единственный сделанный во время самоизоляции в Петербурге проект — выставка фотоагентства "Магнум" в Манеже. В ином случае у него была бы серьезная конкуренция. Однако очевидно, что такие большие институции, как Манеж или Русский, сумели извлечь из ситуации карантина даже некоторую пользу.
По непонятной причине современное искусство спасовало. Галереи только–только начинают просыпаться. Неделю назад в "Мифе" открылся интересный проект Вадима Михайлова. В Библиотеке книжной графики Александр Дашевский рассказывает о выставочном безвременье, которое мы пережили.
А так — затишье. Музей "Эрарта" и вовсе ушел в отпуск до осени. Зато Новый музей современного искусства, у которого на этот год было очень много планов (реализовать удалось не все), возобновил работу. Здесь открылась еще одна экспозиция Анатолия Заславского, которому в этом году исполняется 80 лет. Весной он начал праздновать юбилей выставкой портретов в Музее современного искусства Петербурга. Этот проект — большая ретроспектива его живописи.
Новый сезон, вопреки опасениям, не оказался дурной бесконечностью дня сурка. Музеи и галереи постепенно возвращаются к жизни, и новые проекты, надо надеяться, не заставят себя долго ждать. В августе в Русском открывается выставка, посвященная 125–летию музея, которую не успели смонтировать весной. О ней уже было много разговоров, так что едва ли она оставит нас равнодушными.