Круизные компании жалуются, что после передачи причалов бывшего Речного вокзала от частного оператора городскому агентству пользоваться ими стало невозможно. В агентстве говорят, что скоро станет лучше.
Причалы на проспекте Обуховской Обороны в 2020 году оказались не готовы к приему судов. Вокзала здесь давно нет, осталась только причальная стенка, тем не менее ряд круизных компаний планировали вставать здесь на стоянку. Однако в текущем сезоне это практически невозможно из–за отсутствия самых простых услуг, говорят они.
"Несмотря на позднее начало навигации в этом году, причалы на проспекте Обуховской Обороны оказались не готовы к приему круизных судов. Там не были обеспечены заправка судов питьевой водой, прием фекально–сточных вод и мусора. Суда компании вынуждены сменить место стоянки на другие причалы, где эти услуги оказываются", — сообщили "ДП" в пресс–службе круизной компании "Созвездие".
Городская структура
Сейчас эта компания пользуется услугами Соляного причала. По данным издания, некоторые суда, которые все же стоят на бывшем Речном вокзале, вывозят мусор самостоятельно, но неизвестно куда. Кто–то нанимает сторонние специализированные организации.
"Городская структура взялась поучаствовать в рынке речных перевозок и не смогла. Как городские причалы замусорены, так теперь и большой причал бывшего Речного вокзала", — поделился источник "ДП" на рынке речных перевозок.
Под городской структурой понимается СПб ГКУ "Агентство внешнего транспорта" (АВТ), подведомственное комитету по транспорту. Причалы на пр. Обуховской Обороны передали в оперативное управление АВТ в августе прошлого года, когда пятилетний договор с предыдущей эксплуатирующей организацией "Анхель" из Ярославской области закончился. Возобновлять его не стали.
Как поясняют в самом АВТ, причалы и два земельных участка были переданы ГКУ в целях повышения эффективности их использования.
"После передачи причалов ООО “Анхель” в 2014 году их текущая загрузка резко сократилась. Данный спад связан с увеличением тарифов и снижением качества предоставляемых услуг. Значительно возросла нагрузка на менее приспособленные для такого объема перевозок сооружения, в частности на причалы “Уткина заводь” и “Соляной причал”. Кроме того, “Анхель” не проводило периодические ремонтные работы для поддержания нормативного состояния причальной инфраструктуры. После комплексного инженерного обследования причалы признаны ограниченно работоспособными, выдано извещение об устранении повреждений до конца 2022 года", — объяснили в АВТ решение не продлевать договор аренды с компанией "Анхель".
Моряки без воды
При этом игроки рынка так категорично о работе "Анхель" не отзываются и вспоминают, что проблемы у АВТ с причалами проявились еще в конце 2019 года, в частности с планированием расписания. Теперь добавились сложности с предоставлением услуг по заправке судов питьевой водой, приему мусора и сточных вод, которые в госучреждении не отрицают.
"Сооружения на Речном вокзале, к которым была подведена питьевая вода и от которых были запитаны водораздаточные колонки на причалах, оказались в частной собственности. Поэтому СПб ГКУ “АВТ” необходимо подключать причалы Речного вокзала к городским сетям по другой схеме с заключением соответствующих договоров с ГУП “Водоканал”", — прокомментировали "ДП" в АВТ.
По данным ведомства, сегодня подготовлены и запрошены коммерческие предложения на комплексное обслуживание флота (поставка воды, прием мусора, хозфекальных вод) в целях формирования начальной максимальной цены контракта. После чего поставщиков данных услуг выберут с помощью аукционов.
Без бюджета
Любопытно, что в текущем бюджете города финансирование на содержание Речного вокзала не выделено. Для этого было проведено перераспределение выделенного на 2020 год финансирования СПб ГКУ "АВТ", уточнили в ведомстве.
"На Речном вокзале выполнены работы по ремонту наиболее значительных дефектов асфальтобетонного покрытия, восстановлению положения колесоотбойного бруса, навеске трех отбойных устройств, произведена окраска и маркировка швартовных тумб.
Стоимость данных работ составила порядка 800 тыс. рублей. В целях обеспечения транспортной безопасности привлечено подразделение, которым организуется ограждение зоны посадки–высадки пассажиров, осуществлена установка помещения для нахождения работников подразделения и проведения досмотровых мероприятий. Ведется работа по проведению оценки уязвимости, после чего до конца года планируется разработка плана обеспечения транспортной безопасности. Заключен контракт на уборку территории Речного вокзала стоимостью 506 тыс. рублей.
Основные ремонтные работы причалов Речного вокзала будут запланированы на 2021 год. В случае выделения дополнительного финансирования или наличия свободных денежных средств часть работ будет выполнена в III–IV квартале 2020 года", — рассказали в АВТ.
Вырвать вокзал
Когда причалами занималась компания "Анхель", в бюджет Петербурга она ежегодно перечисляла по 17 млн рублей при минимальной цене контракта по аренде причалов 15 млн рублей. Конкуренцию ярославской компании на тех торгах составляло ООО "Пассажирский флот". "Анхель" собиралось выкупать их за 100 млн рублей в рамках федерального закона № 159 ("Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности"), для чего подало необходимые документы в Росимущество. Но, как вспоминают игроки рынка, АВТ буквально вырвало у них причалы: между обращением "Анхель" в КИО и передачей вокзала в оперативное управление АВТ, что по 159–ФЗ уже не позволяло продать причалы, было всего несколько недель. И ярославская компания ушла в суды, однако пока ничего в них не добилась.
Уже тенденция
Президент Ассоциации владельцев пассажирских судов Петербурга Владимир Родионов считает ситуацию с Речным вокзалом аналогичной той, в которую попала компания "Конт" с причалом на набережной Макарова, 3.
"У “Конта” был с федералами договор на эти причалы. Потом их передали городу, и в конце 2019 года по истечении срока действия договор с “Контом” расторгли. На знаю, как АВТ будет эксплуатировать этот причал и чего они от этого хотят. При том численном составе АВТ и его подразделения, которое занимается водным транспортом, а также уровне бюджетного финансирования обеспечить меры, установленные законодательством в области внутреннего водного транспорта, очень сложно. Не все собственники с опытом на это способны, для АВТ это действительно сложно. Думаю, это желание не самого АВТ, а комитета по транспорту. Такая политика идет: как объект попадает в собственность города, его почему–то отдают государственным учреждениям. Хотя частники могли бы организовать работу в разы лучше", — отмечает Родионов.
"Проект аквабусов был убыточным, но люди, которые им занимались, перешли потом на работу в Москву. Видимо, и нынешние люди думают, что успешно порулят причалами. Чиновники решили поиграть в кораблики. Тут можно много денег накачать, потому что под водой ничего не видно. Можно сказать, что на реконструкцию нужен 1 млрд рублей, и никто это не проверит", — говорит собеседник издания на рынке водных перевозок. "Это очередная позорная страница в “государственном управлении” отобранным у живого бизнеса объектом", — прокомментировал "ДП" еще один предприниматель.