Местные перевозчики собираются на митинг.
Администрация Новокузнецка объявила 18 тендеров в рамках реформы общественного транспорта на 23,6 млрд рублей. В 10 из них суммарно на 18 млрд рублей победил петербургский холдинг "Питеравто". Еще один контракт, на 3,9 млрд рублей, достался местной компании "Кузбассэкотранс" (80% принадлежит петербургскому ООО "МКВ"), зарегистрированной в марте 2020 года. Двум местным перевозчикам досталось только четыре контракта на 61 млн рублей. Еще три аукциона почти на 46 млн рублей были отменены из–за отсутствия заявок. Городской бюджет смог сэкономить более 1,5 млрд рублей.
После вступления в силу 220–ФЗ "Об организации регулярных перевозок" частным перевозчикам Новокузнецка (два ООО и 50 ИП), с которыми в 2015 году были заключены контракты, сообщили, что они заканчиваются в ноябре 2020 года. С этого момента транспортная система должна заработать по новым правилам: подрядчиков выбирают по 44–ФЗ, работают они по обновленной маршрутной сети на новом подвижном составе по принципу брутто–контрактов (вся выручка идет в бюджет, из которого оплачивается транспортная работа).
"Количество маршрутов сократится, мы отказались от дублирования, предоставили приоритет городскому электрическому транспорту. Сейчас маршрутов 80, с 18 ноября их станет 50, с учетом маршрутов электрического транспорта", — прокомментировал "ДП" руководитель проектного офиса по развитию общественного транспорта Новокузнецка Денис Новохацкий.
По его словам, сейчас частники должны выпускать на маршруты 430 пазиков, но на деле выпускают 200–210. В дальнейшем на маршрутах будет работать 295 автобусов и 130 единиц электрического транспорта.
Смертников нет
"Многие перевозчики Новокузнецка, конечно, готовы были приобрести автобусы большой вместимости, однако мы, изучив конкурсную документацию и зная не только экономику и ситуацию на рынке, но еще и репутацию нашего мэра, приняли решение не подавать заявки. Смертников среди нас нет. Тех денег, которые заявлены, сейчас нет. А будут ли эти миллиарды в течение 10 лет, никто не может поручиться", — прокомментировала "ДП" владелица местной транспортной компании ООО "Автолайн" Евгения Корюкова.
При этом редактор портала "Питертранспорт" Владислав Булгаков пояснил, что мэрии Новокузнецка не придется закладывать все эти 22 млрд рублей в бюджете на ближайшие 10 лет. "Достаточно лишь иметь разницу между собранной выручкой и заключенной ценой контракта — по такому принципу работают власти Перми и Омска, где также заключены брутто–контракты с перевозчиками. При этом автобусы будут в самой дорогой комплектации, что, безусловно, оценят пассажиры города", — отметил аналитик.
Местные компании уверены, что лоты специально составлены таким образом, чтобы их мог получить только крупный перевозчик, что в итоге приведет к банкротству десятков частных компаний. "Мы физически не смогли бы участвовать в аукционах из–за огромного банковского обеспечения. Это сделано специально под одного крупного перевозчика, про которого все слышали еще в 2015 году. Думаю, ни один житель не удивлен, почему именно “Питеравто” зашел на рынок", — заявил один из перевозчиков.
По словам Дениса Новохацкого, претензии необоснованны: один из перевозчиков получил банковскую гарантию и поддержку от Фонда развития моногородов.
Попытка номер два
В первый раз "Питеравто" пытался выйти на рынок Новокузнецка в конце 2014 года, для чего в городе было создано дочернее предприятие АТП "Барс". По условиям новых конкурсов на коммерческие маршруты перевозчикам в кратчайшие сроки нужно было обновить подвижной состав, который у "Питеравто" уже был. Компания предлагала местным работать на субподряде, но никто не согласился. Они пошли за поддержкой к губернатору Кемеровской области Аману Тулееву и нашли ее. В итоге в течение 2015 года новокузнецкие перевозчики смогли подготовиться к новым конкурсам, а АТП "Барс" власти не допустили ни до одного конкурса. Как вспоминает Евгения Корюкова, компания забыла вложить заявки в документацию для конкурсов.
По словам Владислава Булгакова, нынешняя попытка "Питеравто" сильно отличается от той, что была 5 лет назад. "Во–первых, компании придется вложить миллиарды рублей в покупку автобусов и понести другие затраты. Во–вторых, впервые в другом регионе она участвовала от своего главного юридического лица — ООО “Питеравто”, а не дочерних предприятий, как обычно, — отмечает эксперт. — Монополия — это нехорошо, но у городских властей есть четко прописанный контракт, по которому они могут выставлять все претензии перевозчику по работе".
На запрос "ДП" в компании "Питеравто" пообещали ответить позже. Тем временем ФАС России и Кемеровское УФАС в связи с тем, что по результатам состоявшихся аукционов 70% рынка перевозки пассажиров в Новокузнецке могут перейти одному подрядчику, проводят работу по установлению признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Соответствующая жалоба поступила от местных перевозчиков, которые готовятся 1 августа выйти на митинг против транспортной реформы и за отставку главы Новокузнецка. Пока заявку им не согласовали.