Почему белорусские грузы не уйдут из Литвы и как Приморск в Ленинградской области будет конкурировать с портами Латвии и Эстонии
Порт литовской Клайпеды сегодня занимает лидирующие позиции во всей Прибалтике, но живёт во многом за счёт транзита белорусских грузов. Из-за политического напряжения между странами официальный Минск уже давно грозится переориентировать потоки в сторону Латвии, однако сегодня кажется, что это практически невозможно. Слишком глубокие корни пустил белорусский бизнес в литовском порту. Кроме того, в Прибалтике опасаются, что новый российский порт в Приморске в Ленинградской области полностью изменит конфигурацию транзитных потоков в регионе и способен оставить не у дел все порты в Латвии и Эстонии.
Одни рекорды
Литовская портовая Клайпеда сегодня переживает настоящий расцвет. Ещё в 2018 году был достигнут рекордный показатель грузооборота в 46,6 млн тонн. А в прошлом, 2019 году, ненамного меньше — 46,3 млн тонн. Это лучший показатель среди всех портов в Прибалтике. "Ещё 3–4 года назад мы даже не надеялись, что порт в принципе может достигнуть показателя в 40 млн тонн грузов. Если бы 10 лет назад кто-то сказал бы, что за год удастся перевалить 35 млн тонн, его бы посчитали мечтателем", — говорил в 2018 году литовской газете Lietuvos rytas на тот момент гендиректор порта Арвидас Вайткус.
В 2020 году темпы пока не снижаются. Например, в январе зафиксировали очередной рекорд. Вместе с нефтетерминалом Бутинге было перевалено 3,99 млн тонн грузов. Это больше, чем во всех латвийских портах, вместе взятых. В Риге, Вентспилсе и Лиепае за этот месяц было перевалено 3,88 млн тонн.
И всё это стало возможным исключительно благодаря транзиту белорусских грузов. Несмотря на испорченные политические отношения между странами, ожесточённую критику Литвы Белорусской АЭС, о которой dp.ru уже подробно рассказывал, попытки Латвии переманить транзит, уступки России в тарифах для перенаправления транзита в свои порты, ситуация не меняется годами. Белорусский бизнес глубоко пустил корни в литовском порту, инвестировал огромные средства в покупку терминалов и только наращивает обороты. Считается, что доля белорусских грузов в Клайпеде составляет 35–45% от всего оборота и постоянно растёт.
Белоруссия наращивает обороты
Одним из ключевых игроков в литовском порту является клайпедский предприниматель Игорь Удовицкий, который совместно с компанией "Беларуськалий" контролирует Biriu kroviniu terminalas (BKT, терминал насыпных грузов) и Nemuno terminalas (этот терминал Удовицкий контролирует вместе со своей супругой Ольгой). Объединение терминалов в конце 2019 года стало отдельной темой правительственного обсуждения. В парламентской оппозиции обеспокоились, что наращивание мощностей может угрожать национальной безопасности. Но, с другой стороны, создающаяся монополия сулит и рост грузооборота белорусского транзита.
При объединении и модернизации потенциал BKT вырастет с 12 млн тонн грузов в год до 16 млн тонн. "Это именно тот объём, который предполагается экспортировать из Белоруссии в 2024–2025 годах. Если мы этого не сделаем, дополнительные объёмы калийных удобрений будут перенаправлены в другие порты", — пояснил прибалтийскому новостному агентству BNS Удовицкий.
Кроме того, по его словам, для обеспечения гарантированного транзита причалы под номерами 101–106 должны быть углублены до осадки 15,5 м. Это позволило бы BKT загружать суда дедвейтом до 100 тыс. тонн. Другими словами, никаких, даже малейших, признаков того, что Белоруссия планирует уходить из Литвы, нет. Всё только строится да расширяется.
Добавился транзит нефти
Тем временем в начале августа на клайпедском нефтетерминале ожидают прибытия танкера UMLMA, который доставит 75 тыс. тонн нефти для Белоруссии из США. Это уже вторая партия американской нефти и девятая партия в этом году в целом.
Нефть для Белоруссии поставляется в рамках распоряжения Александра Лукашенко найти альтернативы российскому сырью. Объёмы для общих потребностей Белоруссии достаточно скромные, но всё же значительные для литовского порта. В Литве заявляют, что мощности компании Klaipedos nafta в порту Клайпеды позволяют обеспечить поставки порядка 3 млн тонн нефти в год. Белоруссия при этом закупает порядка 18 млн тонн нефти ежегодно. Литовская госкомпания заключила долгосрочный договор с Белорусской нефтяной компанией ещё в 2016 году. Его срок истечёт в конце 2021 года, однако в Клайпеде надеются на продление.
Американская нефть идёт в Литву из техасского Порт-Нечеса. Кроме сырья из США, в Белоруссию через Литву ранее доставляли нефть с норвежского месторождения Юхана Свердрупа. Словом, дополнительную желанную нагрузку литовский порт получил.
На белорусские НПЗ сырьё доставляют по железной дороге. Ещё один дополнительный подряд уже для государственных Lietuvos gelezinkeliai (LG, "Литовские железные дороги"). Первую партию в 80 тыс. тонн компания доставляла в Белоруссию 2 недели — по 90 вагонов в сутки двумя составами.
Остальная Прибалтика угасает
Пандемия COVID-19, прерванные связи между Европой и Азией повлияли и на литовский порт. Первое полугодие он закончил с падением на 6,6%, но это самый низкий показатель в Прибалтике. В Рижском порту перевалка грузов упала на 25,2%, в Лиепае — на 22,7%, а в Венспилсе — на 41%. Падение фиксируют и в портах Эстонии, где в прошлом году радовались росту. В среднем на восточном побережье Балтийского моря грузооборот сократился на 7%.
Латвийские и эстонские порты во многом зависят от транзита российских грузов, который с развитием портов под Петербургом планомерно сокращается. Грузы стараются перенаправить в Усть-Лугу, Приморск, Большой порт Санкт-Петербурга, растут показатели Высоцка. В первом полугодии заметное сокращение среди российских портов наблюдалось только в Выборге. В Усть-Луге — сокращение только на 1%, в Санкт-Петербурге — на 0,7%.
Внимательнее всего в Прибалтике смотрят на Приморск. Если к 2024 году там будет построен универсальный комплекс, способный переваливать 70 млн тонн грузов в год, то это "похоронит порты Латвии и Эстонии", из которых российские грузы уйдут окончательно, писала в марте этого года газета Klaipeda.
Тогда в Литве, Латвии и Эстонии и начнётся самая ожесточённая борьба за белорусский транзит.