"Не приведи увидеть русский бунт — бессмысленный и беспощадный", — писал Пушкин ещё во времена правления Николая Первого. С той эпохой читателя разделяют аж две революции — Октябрьская и Февральская, массовые сталинские репрессии, расстрел Белого дома, "болотное дело" и многие другие события истории, так или иначе отразившиеся на русском характере, менталитете, отношении к правящей власти. Историческое прошлое обрисовало наше настоящее, обозначило компромиссы и основные триггеры. Кажется, что хабаровские митинги громким эхом откликнутся в современной России и, возможно, если и не положат начало новому общественному движению, то неизбежно изменят восприятие россиянами традиционной формы общения между народом и властью.
Летом 2020 года много писали и говорили о поправках к Конституции, о недовольстве народа властью, о произволе чиновников и росгвардейцев. Митинги проходили в Москве и Петербурге, в то же самое время в городе на Амуре зарождалось протестное движение — беспрецедентное по своему масштабу, силе и настроению.
Дело не первой свежести
С 11 июля богиня правосудия и справедливости Фемида ведёт за собой толпы хабаровчан. Десятки тысяч протестующих выходят на митинги в поддержку экс-губернатора Сергея Фургала, обвиняемого в организации убийств предпринимателей в 2004–2005 годах. Следственный комитет РФ взялся за уголовное дело не первой свежести: убийства были совершены около 15 лет назад. По загадочным обстоятельствам ранее в расследовании таких громких фигурантов не было. До заключения в "Лефортово" Фургал успел побыть депутатом Госдумы на протяжении 11 лет. Губернатором Хабаровского края он стал после одержанной в 2018 году победы над кандидатом из "Единой России" Вячеславом Шпортом.
Сергей Фургал для многих хабаровчан из бизнесмена и бывшего врача превратился в героя русского фольклора, победившего систему и подарившего народу выбор. Он, народ, называет экс-губернатора Иванычем, иронично ссылаясь на Ивана Третьего, освободившего Русь от натиска монголо-татарского ига. Что же, любовь народа вполне объяснима. Бывший губернатор улучшил экономическую ситуацию края, снизил госдолг, сократил штат, убрав невероятно популярную среди чиновников должность прокрастинаторов. По словам Фургала, многие должности дублировали друг друга и, по сути, не имели смысла. Также Фургал избавился от необходимой для многих чиновников регалий современной власти: выставил яхту на торги, снизил себе и подчинённым зарплаты, заменил автомобили класса люкс на бюджетные альтернативы.
Интернет и четвёртая власть
Если ранее томик запрещённой литературы передавали по рукам среди своих, а иногда и вовсе хранили в памяти, но никак не на бумаге, то современное общественное движение напрочь отрицает отстранённость, аполитичность и любой шаг в сторону эскапизма. Всемирное интернет-пространство, когда-то хоть и частично, но всё же избавившее россиян от кандалов госцензуры, подарило глоток свободы, но взамен потребовало репостов и вовлечённости в политическую повестку дня. Сегодня совсем не обязательно отсиживать в склепе журфака, чтобы вещать на широкую публику и рассказывать об актуальных проблемах экономики, политики и общественной жизни россиян.
На данный момент протесты в Хабаровске — одна из самых обсуждаемых и противоречивых тем в СМИ. Чтобы разобраться в подробностях сложившейся ситуации, корреспондент "ДП" обсудил политическую подоплёку недовольства жителей города на Амуре, последствия митингов и возможную реакцию на недовольство региона Кремля с кандидатом политических наук, профессором Европейского университетаВладимиром Гельманом.
Он считает, что негативные настроения Хабаровского края не новы. Если посмотреть на историю голосования Хабаровского края, легко убедиться в том, что уровень поддержки российских властей в регионе невысок. "То, что там избрали оппозиционного губернатора, а потом "Единая Россия" лишилась большинства в законодательном органе власти, — это всё продолжение той же самой тенденции", — убеждён политолог.
Сам по себе масштаб протестов беспрецедентный, такого рода событий на местном уровне в России ещё не было. В то же время это неудивительно, поскольку масштаб дестабилизации, который был вызван арестом предыдущего губернатора и в особенности назначением Михаила Дегтярёва, оказался очень большим, уточняет эксперт. Основания для политической дестабилизации есть, но стоит помнить, что в каждом регионе эти основания свои, поэтому национального характера митинг не приобретёт. Тем не менее, помимо непосредственных эффектов, есть эффекты демонстрационные. Инакомыслие протестующих в Хабаровске может завтра распространиться на жителей Петербурга, но у последних на это будут свои, личные причины, никак не связанные с арестом Фургала.
Триггерами в данной ситуации послужили централизация федеральной власти, ухудшение экономической ситуации в стране, рост безработицы, падение доходов россиян. На этом фоне, по словам Гельмана, в принципе неблагоприятны любые шаги, которые предпринимает власть. В случае с Хабаровском усугубил ситуацию арест Фургала.
"Начало конца"
Своим мнением с "Деловым Петербургом" также поделился директор Института современного государственного развитияДмитрий Солонников. Он убеждён, что ситуация в Хабаровске, за которой с замиранием сердца наблюдает страна, имеет характеристики традиционного недовольства регионами федеральной властью. Что касается компромиссов, Кремль идёт на уступки только в том случае, если перед ним предстаёт равносильный противник. В нынешней ситуации в Хабаровске нет никого, с кем Кремль мог бы вести переговоры. Приезд Дегтярёва, воспринятый многими как плевок и насмешка, тому пример.
"Для Кремля не замечать протесты в регионах, проводить там свою политику, несмотря на недовольство масс, пытаясь разрешить ситуацию своими методами в свою пользу — норма современной России", — говорит Солонников. Здесь власть чем-то схожа с Марией-Антуанеттой, призвавшей изголодавшийся народ есть пирожные. Также сегодня власть игнорирует недовольство масс: в ответ на требование вернуть избранного ими же губернатора Кремль присылает ненавистного хабаровчанам Дегтярёва и иронично наблюдает за фейерверком, который, по прогнозам собеседника "ДП", совсем скоро превратится в золу.
"Митингующие в Хабаровске — это много, но всё же это не весь Хабаровск", — отмечает Солонников. То, что мы наблюдаем на Востоке, — попытка региона привлечь внимание власти и получить от неё какие-то послабления. Однако на радикальные меры сегодня никто не пойдёт. Также протестное настроение не приобретёт национального характера, считает политолог. Тем не менее в данной ситуации важно не столько распространение хабаровских протестов, сколько притягивание оппозиционеров из других регионов.
"Когда большинство протестующих — приезжие из других регионов, которые занимаются политическим туризмом и ездят с одного митинга на другой с одной лишь целью — выставить напоказ свою вовлечённость в политическую повестку, теряется первоначальный смысл протестов. Их приезд и есть начало конца", — заявляет Дмитрий Солонников. Это превращается в карнавал, в попытку навязать иную повестку протестующим. Проще говоря, если изначально хабаровчане звали друг друга "выходить покормить голубей", то сегодня к ним прилетели голуби мира, которые сведут протест на нет и избавят Кремль от головной боли.