Законодательство о госзакупках планируют изменить в пользу субъектов малого и среднего предпринимательства. Пакет поправок в правительство внёс Минфин. Эксперты сомневаются в необходимости этих нововведений.
Изменения предполагают, что доля контрактов, которые государственные и муниципальные заказчики обязаны резервировать для малого и среднего бизнеса, увеличится с 15 до 30%. Поправки являются частью реформы федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок" (44–ФЗ).
Поможет ли увеличение доли контрактов предпринимателям — вопрос спорный, экспертное сообщество разделилось на два лагеря.
Первый вице–президент "Опоры России" Павел Сигал говорит: поправки нужны для того, чтобы в условиях кризиса из структуры госзаказа не были постепенно исключены малые и средние предприятия в пользу более крупных организаций.
"Когда в стране сокращается спрос, государство является крупнейшим заказчиком огромного перечня товаров и услуг. Дать возможность большему числу предприятий малого и среднего бизнеса участвовать в конкурсах и тендерах — это поддержка для бизнеса", — считает Сигал.
Директор Центра развития и поддержки предпринимательстваЛев Кузнецов также считает, что увеличение квоты до 30% будет способствовать расширению спектра товаров и услуг, которые могут произвести и оказать субъекты МСП. Он подчеркивает, что эта мера может увеличить конкуренцию на рынке.
Однако многие аналитики "ДП" отметили, что поправки в законодательство о госзакупках, напротив, предпринимателям на руку не сыграют.
Исполнительный директор Klopenko Group Дмитрий Иванов говорит, что меры и вовсе могут привести к увеличению коррупционной составляющей в госкомпаниях и корпорациях, так как 15% или 30% заказов часто получает не реальный малый бизнес, а аффилированные с менеджментом юрлица.
Крупные предприятия вряд ли будут сидеть сложа руки. Основатель Первого тендерного центра Александр Гуськов считает, что шаги, стимулирующие предпринимателей идти на торги, поспособствуют расширению сектора. Однако увеличение доли контрактов для малого бизнеса может подтолкнуть крупный специально создавать микропредприятия. "Во время кризиса такой бизнес массово закрывался. Если игроки решатся открывать небольшие фирмы, можно будет заодно отчитаться, что сектор МСП растет", — комментирует Гуськов.
Руководитель департамента нормативно–правового регулирования B2B–Center Дмитрий Казанцев уверен, что реальная поддержка малого бизнеса — в другой плоскости. "Микропредприятиям нужно снизить входные барьеры. Компаниям зачастую сложно элементарно дотянуть до расчетов по госконтрактам. Далеко не все имеют оборотные средства, чтобы участвовать в госзакупках", — комментирует он.