19:1606 августа 202019:16
5133просмотров
19:1606 августа 2020
Объём российского импорта за январь — май 2020 года упал на 7,1%, до $88,2 млрд, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Отдельно по Северо-Западу падение оказалось существеннее — на 11,3%. И отыграть падение во втором полугодии, как прогнозируют эксперты, уже вряд ли удастся.
По данным Федеральной таможенной службы (ФТС), в СЗФО из-за рубежа за первые 5 месяцев года ввезли товаров на $13,38 млрд — это на $1,7 млрд меньше, чем за январь — май 2019 года. Главной причиной спада стала эпидемия коронавируса и вызванный ею кризис в экономике.
"Если бы не было вирусной истории, экономика чувствовала бы себя значительно лучше, в том числе в плане импортного товарооборота. Сейчас мы видим снижение покупательной способности населения, рост безработицы, что и влияет на рынок", — прокомментировал dp.ru генеральный директор ГК "Интранс" Александр Александров.
Непосредственно на статистику по Северо-Западу, помимо эпидемии, оказало влияние перераспределение грузопотоков. "Сейчас многие участники ВЭД предпочитают цене скорость и выбирают железнодорожную доставку или даже авиационную, а не доставку морем", — рассказал вице-президент группы компаний "Аривист" Евгений Кошкаров. То есть теперь часть товаров проходит таможенное оформление не в порту, а непосредственно по месту доставки. Это значит, что из статистики по СЗФО товар мог перейти в статистику других округов.
Миллиардеры Северо-Запада
Лидером среди регионов Северо-Запада по объёму импорта в деньгах по итогам первых 5 месяцев 2020 года стал Петербург. За этот период в город было завезено товаров общей стоимостью $8,35 млрд. Спад по сравнению с январём — маем 2019 года составляет 9,1%. В списке самых дорогостоящих покупок числятся поставки товаров под секретным кодом (ТН ВЭД). Груз на $94,4 млн прибыл в регион из США в январе, на $57,9 млн — в апреле, на $56,3 млн — в марте.
Существенные объёмы средств от общего объёма импорта пришлись на части и принадлежности моторных транспортных средств и двигатели внутреннего сгорания из Японии, Кореи и Китая. Поставки данных грузов в регион объясняются наличием в Петербурге автомобильных предприятий, заводов Hyundai, Nissan, Toyota, и, кроме этого, через Петербург комплектующие также доставляются и в другие регионы страны.
В Петербург с начала года прибыли крупные партии бананов из Эквадора, рыбы из Чили, мяса крупного рогатого скота из Парагвая, цитрусовых из Марокко и Пакистана, сыра и творога из Белоруссии и другие продовольственные товары.
Вторую строчку в рейтинге по объёмам импорта заняла Калининградская область. Через таможню региона прошли товары на сумму $2,57 млрд, на 21,94% меньше, чем за январь — май 2019 года. В регион были поставлены крупными партиями кузова для моторных транспортных средств, двигатели внутреннего сгорания, части и принадлежности моторных транспортных средств. В Калининградской области, как и в Петербурге, располагается автомобильное производство — завод "Автотор". На его мощностях собираются автомобили марок BMW, Kia, Hyundai, Genesis.
Что касается продовольственной продукции, в самый западный регион страны с начала года были поставлены крупные партии соевых бобов, мяса крупного рогатого скота и пищевых субпродуктов из Бразилии, а также некоторая продукция из Белоруссии.
Замыкает топ-3 по объёмам импорта в деньгах Ленинградская область с результатом $1,39 млрд. По сравнению с январём — маем 2019 года падение составило 12,5%. Существенная часть средств пришлась на партии табака промышленного изготовления из Италии, табачное сырье из Бразилии. Миллионы долларов из общей суммы ушли также на электронные интегральные схемы, машины электрические и аппаратуру из Китая, турбореактивные двигатели из Германии, машины и механические устройства из Италии. В товарной структуре всего российского импорта наибольшая доля приходится именно на машины и оборудование — 46%.
Союзные тапочки и латышская литература
Остальные регионы Северо-Запада существенно отстают по объёмам импорта от Петербурга, Калининградской и Ленинградской областей. Результат Вологодской области с января по май равен $376 млн. Самой дорогостоящей в регионе за это время стала покупка тракторов из Белоруссии — на $18,52 млн.
Среди крупных поставок в статистике ФТС по Вологодской области в этом году можно отметить партии машин и устройств для подъёма и перемещения из Турции и Германии, партии станков из Италии, горнов и промышленных печей из Китая, Италии, а также машин и промышленного оборудования из Франции.
Новгородская область, в которую завезено из других стран товаров на $227,53 млн, заняла пятое место среди регионов СЗФО. Около $75 млн из общей суммы пришлось на обувь из Китая, Индонезии и Таиланда. Речь идёт об обуви с резиновой подошвой и верхом из резины или пластмассы. Кроме этого, в область были ввезены крупные партии бумаги и картона из Финляндии и Швеции, турбины на водяном пару из Японии, машины и оборудование из Бразилии и Испании.
Мурманская область отличается от других регионов Северо-Запада тем, что её ключевыми партнёрами являются преимущественно страны Скандинавии. Из Норвегии в регион были поставлены плавучие конструкции, продукты кормления животных, различные суда, а также рыба. Только за май этого года в регион была завезена живая рыба на сумму $13 млн. Из Дании в область были привезены судовые деррик-краны, подъёмные краны, из Швеции — машины и механизмы для перемещения, планировки, профилирования, разработки, трамбования и многое другое. Объём импорта Мурманской области за январь — май в деньгах составил $122,14 млн.
Кроме Вологодской, Новгородской и Мурманской областей, объём импорта более $100 млн зафиксирован у Псковской области — $100,94 млн. В данном регионе более $4,7 млн импорта пришлось на обувь с подошвой и с верхом из резины или пластмассы, но уже из Белоруссии. Также из союзного государства в регион была завезена нефть и нефтепродукты на сумму более $1,4 млн. Промышленное оборудование в Псковскую область было завезено из Испании, Германии, Дании и других стран. Также одной из заметных дорогостоящих поставок стала поставка печатных книг, брошюр, листовок — стоимость составила $2,2 млн. Продукция была завезена в регион из Латвии.
Леспром без оборудования
В конце рейтинга по объёмам импорта среди субъектов СЗФО — Архангельская область, Карелия, Коми и Ненецкий автономный округ. Стоимость всех ввезённых в Архангельскую область товаров из-за рубежа за январь — май составляет $98,38 млн, отдельно за май — $51,42 млн. Из этой суммы $41 млн пришлось на поставку продукции под секретным кодом из США.
Менее дорогостоящими были поставки плавучих средств для перевозки пассажиров или грузов из Китая — их стоимость составляет $7,5 млн. Кроме этого, с начала года в регион было завезено оборудование для производства массы из волокнистых целлюлозных материалов из Германии, Финляндии, Эстонии, Австрии и другое оборудование для производства изделий из бумажной массы. Архангельская область является одним из лидеров России по леспрому.
Объём импорта Республики Карелия составил $75,22 млн. Регион также известен своими лесопромышленными предприятиями. Этим объясняются крупные поставки в республику оборудования для производства изделий из бумажной массы, бумаги или картона и других машин и промышленного оборудования. Аналогичным образом обстоят дела в Республике Коми: в регион также в этом году были доставлены партии оборудования для производства изделий из бумажной массы, бумаги или картона, оборудования для производства массы из волокнистых целлюлозных материалов. Объём импорта в деньгах равен $57,34 млн. В базе данных ФТС данные по импорту Ненецкого автономного округа отсутствуют.