Ушел директор: эпохальная смена кадров в петербургской подземке

Автор фото: Коллаж ДП

Ордена Ленина Ленинградский метрополитен имени Ленина всё дальше уходит в историю.

Владимир Гарюгин покинул должность начальника ГУП "Петербургский метрополитен", которую занимал с 1990 года, дважды за это время становясь фигурантом уголовных дел. "Культурный код" провожает последнего "красного директора" и вспоминает наиболее яркие упоминания городской подземки в произведениях искусства.

Литература: Сергей Довлатов

Текстовый гимн станции "Ломоносовская". В рассказе "Номенклатурные полуботинки" Довлатов подробно описывает строительство и открытие вестибюля подземки, да так, что все прочитавшие обречены разделиться на две неравные группы: мечтающих увидеть станцию своими глазами (поменьше) и тех, кто теперь избегает поездок по "зеленой" ветке, потому что не очень понятно, как это все вокруг еще живо и работает. Кроме того, возможно, именно таким образом мог бы звучать "Котлован" Андрея Платонова в коротком пересказе во время одного из конкурсов в КВН.
Цитата: "Ломоносов выглядел упитанным, женственным и неопрятным. Он был похож на свинью. В сталинские годы так изображали капиталистов. Видимо, Чудновскому хотелось утвердить примат материи над духом".

Фильм: "Стиляги", Петр Тодоровский

Действие фильма, как известно, разворачивается в середине 50–х годов в Москве, однако (вот оно, торжество петербургского локального патриотизма) станций, достойных красочного пробега главных героев, в столице не нашлось, поэтому запоминающийся эпизод в метро снимали в вестибюлях "Автово" и "Пушкинской". Особенно любопытен символизм во втором случае: московская субкультура стиляг формально (или по крайней мере на уровне наименований) встречается с ленинградской нонконформистской.
— Мэл, у меня для тебя плохие новости… там нет стиляг.
— Как нет?
— Так нет.
— Но мы–то есть…

Музыка: "Звездная", группа "Телевизор"

Этой песней рок–музыканта и оппозиционера Михаила Борзыкина в свое время очень гордился метрополитен, посвятив ей отдельный текст на "Яндекс.Дзене". "Звездная" — важная станция для петербургской подземки, именно она разделяет престижный интеллигентский Московский район и легендарное пролетарское Купчино. Собственно, об этом месте "Звездной" на физической и воображаемых картах песня и повествует.
"В моем вагоне нет никого,
Электричка моя — поздняя.
Кому–то — "Парк Победы", кому–то — "Купчино",
Моя станция — "Звездная".

Живопись: "Великан в метро", Николай Копейкин

"Митьки" и "Колхуи" — две организации живописцев, фиксирующих и осмысляющих петербургскую реальность последних десятилетий. Николай Копейкин, самый успешный, пожалуй, представитель второй из них, рисовал метро много и по–разному, но самой яркой и одновременно нежной его работой кажется именно "Великан". Огромный человек на узком эскалаторе поднимается в большой город. Только что он, видимо, согнутым проехался из точки А в точку Б, возможно, с пересадками. На его лице знакомое каждому пассажиру метро сочетание злости, усталости и восторга.

Еда: "Клубничный тоннель"

В метро, как известно, есть запрещено, хотя едят все. Никаких блюд, ассоциирующихся с путешествиями под землей, тоже вроде бы не существует, ну не чипсы же с сухариками таковыми считать. Самое близкое подземке блюдо мировой кулинарии — пирожное "Тоннель". Его сегодня и приготовим. Долго выбирали, какой именно, остановились на клубничном.
Ингредиенты:
Тесто: яйцо куриное — 4 шт., сахар — 120 г, мука — 120 г, разрыхлитель теста — 1 ч. л., соль — 1 щепотка. Начинка: кефир — 0,5 л, сметана — 100 г, сахар — 120 г, желатин — 20 г, вода — 100 мл, клубника — 300 г, джем, кокосовая стружка.
Рецепт:
Яйца разделить на желтки и белки, белки взбить со щепоткой соли до тугих пиков. Желтки взбить с сахаром до густой пены, добавить муку, разрыхлитель и белки. Осторожно размешать. Вылить тесто на противень и выпекать в разогретой духовке при температуре 180 градусов 12–15 минут. Готовый бисквит положить на полотенце. В 100 мл холодной воды замочить желатин. Кефир смешать с сахаром и сметаной.
Желатин растопить на водяной бане, немного остудить и вылить в кефирно–сметанную смесь. Форму смазать растительным маслом и застелить пищевой пленкой, отрезать кусок бисквита размером по внутренней части формы, положить его в форму. Крупную клубнику помыть и нарезать на пластины по высоте, кусочки разложить по бокам нашего тоннеля. Залить начинкой и поставить форму в холодильник на несколько минут, только до момента, когда начинка начнет немного застывать. Джем растопить с ложкой воды в микроволновке, чтобы он стал жидким. Торт достать из холодильника, вынуть из формы, перевернув его на доску или блюдо, смазать джемом и посыпать сверху кокосовой стружкой. Приятного аппетита!