Прибыли они все равно не приносили.
В Петербурге магазинов связи во II квартале стало меньше на 4%, следует из данных портала 2ГИС. По прогнозу гендиректора агентства TelecomDaily Дениса Кускова, будет закрыто до четверти салонов. "Около 25% точек может быть сокращено. В первую очередь это коснется неприбыльных магазинов в премиальных локациях", — соглашается Александр Волков, руководитель Rusland SP Retail.
Согласно исследованию, проведенному TelecomDaily, офлайн-ретейлу удастся выйти на прежние позиции не ранее конца 2021 года. Сейчас операторы перестраивают форматы работы, модернизируя одни точки и сокращая другие.
Утекли в онлайн
МТС запланировала оптимизацию розничной сети еще в 2019 году и уже сократила число салонов в России на 169. "Во-первых, пользователи стали реже обновлять гаджеты, так как срок службы современных смартфонов вырос, а флагманские модели не так сильно отличаются от предыдущих. Во-вторых, растет доля онлайн-продаж гаджетов. Также мы отмечаем, что люди склонны делать покупки в крупных торговых центрах, а не в небольших магазинах. Кроме того, пользователи стали реже обращаться за сервисом непосредственно в салон. Это связано с развитием сервисов самообслуживания", — рассказали в компании.
В "Билайн" тоже отмечают, что закрытие некоторых точек связано с переходом покупателей в онлайн: "Мы не планируем отказываться от офлайна, но количество магазинов может быть безболезненно сокращено. В наших планах рост доли онлайн-каналов в нашей дистрибуции в несколько раз. Мы также ориентируемся, что не менее 80% операций по обслуживанию наших клиентов будет в онлайн. Пандемия, кстати, ускорила этот процесс", — сообщает пресс-служба "Билайн".
Из "большой четверки" только Tele2 не собирается оптимизировать издержки за счет закрытия точек: компания работает по модели франчайзинга и опирается на аналитику Big Data, что позволяет своевременно реагировать на требования рынка: закрывать нерентабельные точки и открывать новые в нужных местах.
Эксперты согласны, что среди мобильных ретейлеров увереннее всего себя чувствует Tele2. "Компания открывает новые точки за счет дилеров, не вкладывая собственные средства. Такая модель развития показала свою эффективность и позволяет сети развиваться. Вероятно, и другие мобильные ретейлеры в будущем могут ее перенять", — отмечает Александр Волков.
Пере(за)грузка площадей
Основным фактором сокращения розницы стала перегруженность рынка. "У мобильных операторов слишком высокий уровень проникновения на рынок. Проблемы начались еще до пандемии, но сейчас обострились, так как у всех сейчас достаточно большой клиентский отток", — считает директор компании Forward Telecom Сергей Сапрыкин.
По словам Дениса Кускова, роль сыграли высокие арендные ставки и конкуренция. "Операторы бездумно открывали свои точки продаж, скупали площади ушедших с рынка ретейлеров, и это привело к тому, что на расстоянии 50 метров находятся "Билайн", МТС, "Мегафон", "Теле2" — все подряд. При этом на расстоянии меньше километра находятся точки одного и того же оператора", — говорит эксперт. Кроме того, рынок мобильного ретейла изначально убыточен и дотируется операторами. "Сейчас же операторы считают деньги: большого количества новых пользователей нет, услуг, которые могли бы быть реализованы в точках продаж и были бы высокомаржинальными, тоже нет", — говорит он.
В Rusland SP Retail предполагают, что освободившиеся помещения займут кофейни, ювелирные и сувенирные магазины. Мобильные ретейлеры занимают "ходовые" по метражу площади — порядка 40 кв. м., они будут востребованы на рынке.
Опыт "на максималках"
Сейчас операторы склонны делать упор не на количество точек, а на уровень их оснащенности и качество клиентского опыта. "Меняется сама суть операторской розницы: теперь салон связи — это не просто место, где ты можешь купить сим-карту, а полноценная витрина всех сервисов компании", — считают в МТС.
В Москве уже начинают появляться шоурумы с демозонами для знакомства с сервисами экосистем компаний. Здесь можно попробовать гаджеты для "умного" дома, VR-очки, игровые консоли и другие сервисы. В шоуруме "Билайна" тестируются новые идеи, которые, возможно, будут реализованы в других салонах сети: например, установлен тренажер виртуальной реальности, демонстрируются возможности телемедицины, Big Data и других высокотехнологичных направлений.
"В целом мы видим предпосылки к сокращению розничных точек, и пандемия ускорила этот процесс, — говорит Андрей Левыкин, гендиректор "МегаФон Ритейл", — При этом продолжаем программу обновления розницы, направленную на улучшение клиентского опыта. Во всех обновленных магазинах есть зоны самообслуживания, интерактивные возможности изучения ассортимента. В Петербурге мы обновили уже более 20 салонов". Он также сообщил, что решение об открытии шоурума формата experience store в Петербурге будет принято в 2021 году. Другие операторы не ответили на вопрос "ДП" о планах развития в городе.