Министерство культуры РФ подготовило проект границ Петербурга как исторического поселения.
Хотя Петербург был признан историческим поселением федерального значения еще 10 лет назад, в 2010 году (а если учитывать советское законодательство, то и вовсе в 1970–м), границы этого поселения так и не были утверждены. Они, по закону, не обязательно должны совпадать с административными границами мегаполиса. Без границ и регламентов статус ничего особенно не давал, и городу было сложно решить проблему подступающей современной застройки. Кроме того, юридически утверждение границ важно потому, что пока их нет, все проекты планировки в городе формально должны согласовываться с Минкультом.
Привокзальные перспективы
Главное отличие исторического поселения от другого инструмента регулирования — зон охраны — более глобальный подход, направленный на то, чтобы сберечь так называемую небесную линию. Появляется возможность регламентировать сохранение исторических панорам на расстоянии до 10 км от центра, в том числе при ведении работ за пределами границ поселения. Если бы новое регулирование уже работало, удалось бы предотвратить такие градостроительные ошибки, как дом в створе Шпалерной ул., который видно из центра на фоне Смольного собора. Он расположен на правом берегу Невы, где нет строгих режимов охранных зон, но вид на это место тем не менее важен. Кроме того, ситуации с попытками застройки бывшего Митрофаньевского кладбища или освоения территории за бывшим Варшавским вокзалом ("Измайловская перспектива", где были снесены отдельные пакгаузы, а некоторые новые дома стали видны из центра) показывают, что в защите нуждаются не только те районы, где есть плотная застройка. Регулирование за границами поселения станет возможно благодаря разработке соответствующих градостроительных регламентов для прилегающих территорий. Ситуация отчасти облегчается тем, что заданная ранее в Правилах землепользования и застройки фоновая высота 40 м, как сообщалось, принималась как раз с учетом требований поселения. Но новая корректировка этих правил, скорее всего, все равно потребуется. Важно также, что на территории поселения предмет охраны появляется не только у зданий, но и у других градостроительно важных объектов. А регламенты, по Градостроительному кодексу, "должны включать в себя требования к архитектурным решениям объектов капитального строительства" (силуэт, цвет фасадов, материалы).
Отдельными группами
В 2016 году по заказу КГИОП была выполнена научно–исследовательская работа, обосновывающая границы поселения на территории Петербурга. В ее подготовке принимали участие эксперты ООО "НИиПИ Спецреставрация", НИИ Генплана и ВООПИиК. Но проект документа был отвергнут: от изначальной концепции пришлось отказаться. Как пояснили "ДП" в КГИОП, по задумке в границы поселения должны были войти все компоненты объекта всемирного наследия ЮНЕСКО "Исторический центр Санкт–Петербурга и связанные с ним группы памятников". А эти группы, например Пулковская обсерватория или форты Кронштадта, находятся далеко за пределами центра, включать же в состав поселения районы современной застройки не хотелось. "В ходе обсуждений материалов этой научно–исследовательской работы, а также ввиду полученных замечаний, в том числе Минкульта РФ, границы исторического поселения были изменены и разделены на отдельные территории. Сейчас они включают только исторический центр Петербурга", — поясняли в КГИОП в конце февраля. В таком виде проект был одобрен рабочей группой Законодательного собрания и профильной секцией при Минкульте. Не вошедшие в состав поселения территории "могут быть рассмотрены в качестве отдельных исторических поселений федерального или регионального значения", отмечали в комитете.
Заместитель председателя петербургского ВООПИиК Александр Кононов считает: "Достаточно странные усеченные границы исторического поселения" были причиной, почему Минкульт "никак не отваживался их принять", хотя КГИОП ожидал утверждения еще прошлым летом (см. "ДП" № 25 от 26.02.2020). Эти тесные границы — на юге. По данным градозащитника, они проведены примерно по Обводному каналу — недостаток, "который не может быть оперативно устранен". Кононов ожидает, что документация по другим территориям будет отправлена в Минкульт позднее отдельными пакетами. Другой собеседник "ДП", заместитель председателя Совета по наследию Михаил Мильчик, также считает, что в Петербурге было бы ошибкой включать в поселение только исторический центр, если он будет взят в границах Обводного. По мнению эксперта, туда также нужно включить, например, застройку советского периода вдоль Московского проспекта.
"Мне кажется, что граница должна быть более сложная, потому что возникает очень простой, но вместе с тем очень сложный вопрос: что такое исторический центр? В границах дореволюционных или довоенных?" — сказал Мильчик. Поэтому было бы правильнее придерживаться изначальной концепции и взять за образец объект ЮНЕСКО, включающий в том числе буферную зону вокруг исторического ядра города, которая хоть и содержит современную застройку, но начала развиваться в довоенное время.
В марте нынешнего года в Минкульте сообщили "ДП", что получили из Петербурга новые материалы проекта границ и предмета охраны поселения. С тех пор в министерстве совместно с КГИОП готовили нормативный правовой акт об утверждении границ. Разработку его планировали завершить в июне, но похоже, что уложиться в срок помешала пандемия. Теперь, как стало известно "ДП", документ почти готов, и в ближайшие дни его собираются обнародовать (как требует процедура, для оценки регулирующего воздействия), при этом сбор предложений уже идет. К сентябрю планируется провести его общественное обсуждение. По информации министерства, утвердить проект нормативно–правового акта планируется в ноябре нынешнего года. Другие подробности в комитете и в министерстве не комментируют.
Деликатные обязательства
Попутно Минкульт продолжает работу над поправками к закону № 73–ФЗ "Об объектах культурного наследия…", которые разъяснили бы порядок выполнения международных обязательств по сохранению Петербурга как объекта всемирного наследия ЮНЕСКО (см. "ДП" № 17 от 12.02.2020).
Законопроект был "доработан министерством с учетом позиции Государственно–правового управления Президента РФ и разослан на согласование в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти". В нем, в частности, вводятся понятия территории и буферной зоны объекта наследия, а также отчета о состоянии сохранности.
Кроме того, устанавливаются требования и порядок согласования с ЮНЕСКО новых строительных и масштабных реставрационных работ.