Рынок нефти восстанавливается медленно. Но его ключевые игроки времени не теряют: США нацелились на Европу, Саудовская Аравия демпингует, а Минфин РФ хочет разрешить продажу пива на заправках.
В конце минувшей недели Международное энергетическое агентство (МЭА) анонсировало две новости. По отдельности не критичные, а вот вместе — малоприятные. Во–первых, мировое предложение нефти в июле выросло на 2,5 млн баррелей в сутки и достигло дневного объема 90 млн баррелей. Повышение было ожидаемо и, скорее всего, будет только прогрессировать после августовских послаблений ОПЕК+ на добычу. Куда больше расстроил трейдеров прогноз мирового спроса на черное золото. По последним данным МЭА, до конца года он будет составлять около 91,9 млн б / с, что на 140 тыс. б / с меньше более ранних оценок. А в 2021 году спрос составит 97,1 млн б / с, хотя, согласно прошлым подсчетам, мог бы быть на 240 тыс. б / с больше.
Впрочем, надежды на скорую капитуляцию коронавируса пока не дают обвалить застывшие котировки. По мнению члена совета директоров агентства "Финэкспертиза"Агвана Микаеляна, важную роль в восстановлении цены не нефть может в ближайшее время сыграть Америка: "Радуют новости о падении заболеваемости COVID–19 в США. Американская экономика — всегда серьезный фактор для рынка нефти, при этом она больше финансовая, чем промышленная, поэтому может восстанавливаться быстрее".
Сейчас октябрьские фьючерсы на Brent покупаются за привычные $44,95 за баррель. С WTI тоже пока без сюрпризов — $42,23 за баррель. Urals слегка сдал позиции относительно Brent и торговался по $44,07 за баррель. Самые позитивно настроенные аналитики допускают, что к концу года Brent cможет достигнуть отметки $50–52 за баррель.
Внести свою ободряющую лепту пытаются и в России. На прошлой неделе президент Владимир Путин анонсировал регистрацию отечественной вакцины от COVID–19, а протестировать препарат уже успела, по словам главы государства, его дочь. Западные партнеры, как водится, ноу–хау не оценили, усомнившись в его эффективности и безопасности. Хотя, справедливости ради, нефтяной рынок не удавалось как следует взбодрить и аналогичными новостями об испытаниях вакцины в Оксфорде.
Читайте также:
Биржевая сводка
В преддверии дефицита нефти
Запрещенные приемы
Скверные новости для других российских "дочек" — американцы поставляют новую нефть White Eagle Blend (WEB) в Европу. Поговаривают, что секретный состав сорта очень приближен к Urals и рассчитан именно на европейские НПЗ. При этом стремление "Белого Орла" вытеснить своего двуглавого конкурента никто даже не пытается отрицать. А договор поставок уже заключили с Белоруссией после ее топливных разногласий с РФ. После подавлений гражданских протестов в Минске, правда, госсекретарь США Майк Помпео успел пригрозить расторжением соглашений.
О новых нефтегазовых горизонтах мечтает и лично президент США Дональд Трамп. "Мы вернулись, и теперь просто будем продолжать расширяться", — заявил он на выступлении в нефтяном городке Мидленд, штат Техас. Фактчекинг немедленно провели в CNN и пришли к выводу, что лидер поторопился: цена на черное золото по–прежнему на 30% ниже январской, а внутренняя добыча упала на 2 млн баррелей в день по сравнению с доковидными пиками.
Не дают покоя Urals и восточные конкуренты. После августовских послаблений на добычу в ОПЕК+ Саудовская Аравия начала демпинговать в Европе. В S&P Global Platts считают, что именно это стало причиной падения спотовой цены на Urals после роста выше $45 за баррель в начале месяца.
Кончилось все тем, что ажиотаж на российский сорт, который наблюдался последние пару месяцев, спал. По всей видимости, в ближайшее время Urals будет продолжать торговаться с дисконтом к Brent.
"Роснефть" тем временем отчиталась о чистой прибыли в 43 млрд рублей за II квартал, что на 77,8% ниже прошлогодних показателей. Но исполнительный директор компании Игорь Сечин заверил, что восходящая динамика все–таки дает основание "с уверенностью смотреть в будущее". Вот у кого надо поучиться нерешительным фьючерсным брокерам. Несколько хуже дела обстоят у "Башнефти", которая получила 11,2 млрд убытка за II квартал, но зато героически выплатила дивиденды. Держатели ценных бумаг пока могут спать спокойно — уроком для отечественных ВИНКов станет ошибка "Татнефти", акции которой подешевели после отказа от итоговых выплат за 2019 год.
И на земле, и в небе
Тревогу бьют в Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта из–за резкого скачка цен на авиатопливо. Как сообщают члены организации в обращении к министру транспорта РФ Евгению Дитриху, по итогам тендеров на поставку цена горючего для самолетов в Пулково поднялась на 18%, в московском Домодедово — на 33,4%, а в екатеринбургском Кольцово — на рекордные 62,1%. Отразится ли это на стоимости авиабилетов — вопрос риторический.Однако в данном случае важно понять, с чем сравнивать. Если в мае этого года авиакеросин стоил 40,5 тыс. рублей за тонну, а в июне — 36,2 тыс. рублей за тонну, то за аналогичные периоды 2019 года цена была гораздо выше — 47,3 тыс. рублей за тонну. То есть сильное повышение наблюдалось лишь относительно кризисных цен периода, когда авиасообщение фактически встало.
Агван Микаелян видит в этом положительную тенденцию: "Нынешний скачок цен на авиатопливо — это никакой не сговор, а возвращение к докризисным ценам. Относительно прошлых месяцев, конечно, все выглядит так, будто стоимость резко выросла, но ведь оживился и спрос, и предложение. Здесь мы скорее наблюдаем возвращение к былой активности".
С наземным транспортом тоже не обошлось без конфликтов. Представители Независимого топливного союза вступили в полемику с Минфином из–за ценообразования на бензин. В том числе владельцы заправок предлагают упразднить высасывающий из бизнеса деньги демпфер и "инфляцию минус", которая не дает повышать розничные тарифы. Таким образом, цена на горючее может стать более зависима от нефти. В Минфине на уступки идти не согласились, хотя признались, что готовы разрешить продажу алкоголя не крепче 16,5% на заправках. Мелочь, но все равно приятно. В Петербурге с бензином пока стабильно: АИ–92 можно заправиться в среднем за 42,59 рубля за 1 л, АИ–95 — за 46,8 руб ля за 1 л, а дизелем — за 46,9 руб ля за 1 л. Медленное, но уверенное восходящее движение без оглядки на нефть — демпфер и "инфляция минус" с задачей справляются. Хотя, как уверяет президент нефтяного клубаОлег Ашихмин, сейчас существуют и более насущные проблемы.
"Главное зло — это отсутствие объемов на рынке. Как только объемы будут соответствовать внутреннему спросу, то и оптовые цены пойдут вниз, и розница будет зарабатывать, и цены на бензин никуда не денутся. А представьте, сегодня цена на заправке 20 рублей, а завтра — уже 55. Это будет шок для населения!" — восклицает эксперт. И все–таки сложно представить, чтобы переживших пандемию россиян еще что–то могло шокировать.