Переполненные пляжи посткарантинного Петербурга, числом людей и внешним обликом напоминающие о советском прошлом, необходимость бронировать места в ресторанах заранее и дефицит номеров в отелях — признаки поправившейся после пандемии отрасли туризма. Пока что только внутреннего, но, несомненно, приобретающего новые формы и векторы развития.
Петербург всегда был городом, манящим туристов. Дело то ли в романтике, то ли в его европейском облике, то ли в потребности россиян раз в год посетить Эрмитаж. Но факт остаётся фактом — ежегодно город посещают миллионы туристов из разных точек мира. В отличие от Екатеринбурга, Казани, Новгорода и других не столь популярных среди иностранцев городов, Петербург имеет очевидное преимущество, своеобразный туз в рукаве: он всегда пользовался особым спросом среди туристов — и внешних, и внутренних. Но, даже несмотря на интерес к культурной столице, ситуация работы исключительно на внутренний рынок вряд ли благоприятно скажется на экономике города.
"ДП" поговорил с представителями сферы гостеприимства о недостатках и преимуществах работы на соотечественников, обсудил перспективы отрасли и попытался ответить на вопрос, столь актуальный для бизнеса в постковидной России: сможет ли внутренний туризм заменить внешний?
"Стукну по карману — не звенит"
"Стукну по карману — не звенит. Стукну по другому — не слыхать. Если только буду знаменит, то поеду в Ялту отдыхать…" — приходят на ум строки вологодского поэта Рубцова, точно и без прикрас описывающие платёжеспособность россиян, планирующих свой отпуск. В апреле этого года экономисты оценили падение дохода населения более чем на 5% — рекордное значение с 2014 года.
Увеличившийся процент безработицы, падение зарплат, неоплачиваемые отпуска, девальвация рубля и новый экономический кризис, несомненно, отражаются на покупательной способности соотечественников, их планах, тратах и возможности путешествовать. О том, сколько тратят иностранцы и насколько меньше средний счёт русского туриста, корреспондент "Делового Петербурга" узнал у шеф-повара и идейного вдохновителя популярного ресторана, расположенного в туристическом центре города.
Несмотря на видимость отложенного спроса, желание россиян развеяться и съездить куда-то после 3 месяцев карантина, поток внутреннего туризма несоизмерим с привычным Петербургу наплывом иностранных гостей. Особенно заметно это летом. Очередь в Эрмитаж не выстраивается через всю Дворцовую площадь, а расположенный близ неё Невский проспект не встречает толпы праздношатающихся туристов. "Пока мы не чувствуем большого наплыва туристов в Санкт-Петербурге. Конечно, к нам приходят, но увеличения в спросе по сравнению с прошлым годом не ощущается", — говорит Стас Потёмкин, шеф-повар ресторана современной русской кухни в двух минутах от Эрмитажа "Петров-Водкин".
"Прошлым летом мы были настроены на иностранцев, сейчас же ситуация заставила нас иначе взглянуть на гостей из Петербурга, Москвы и других городов России. Отсутствие туристов из зарубежья стало стимулом для пересмотра концепции ресторана: мы стали уделять больше сил на привлечение внутренних туристов. В идеале ресторан должен превратиться из туристической точки в заведение, которое станет домом, местом для перезагрузки и отдыха. Мы хотим, чтобы в "Петров-Водкин" шли за невероятной русской атмосферой, интересной подачей блюд и настроением. Мне кажется, что наши туристы могут оценить этот "русский дух" лучше иностранцев" — отмечает собеседник "ДП".
Стас Потёмкин также рассказал, что ресторан собирается и дальше работать на внутреннего клиента, совершенствоваться, удивлять гостей новыми блюдами и своим авторским стилем. "Недавно у нас открылась галерея, мы планируем проводить выставки, концерты и мероприятия, интересные нашим гостям и заставляющие их возвращаться к нам снова и снова", — добавил он.
Ковидный занавес
Многие сравнивают закрытые сегодня границы с периодом железного занавеса. Похоже, рестораторам действительно придётся сфокусироваться на отечественном клиенте, иначе после открытия границ разговоры о бизнесе и клиентуре перестанут для многих быть актуальными: иностранцы вернутся, а отели и рестораны уже закроются.
"В нашей гостинице очень любят останавливаться иностранцы, но в процентном соотношении ситуация начала меняться ещё с 2014 года, когда основными гостями стали жители разных регионов России и СНГ. Тем не менее в связи с закрытием границ клиент изменился довольно сильно: если иностранцев в последние годы было порядка 35%, то сейчас в гостинице их единицы. Несмотря на это, загрузка заметно растёт и в некоторые даты в августе даже приближается к прошлогодним показателям. Поэтому мы можем говорить о такой замене, но всё же она носит временный, ситуационный характер", — подчеркнула руководитель пресс-службы гостиницы сети "Рэдиссон" "Славянская", расположенной в центре Москвы.
"Совсем недавно мы делали анализ и выяснили, что у нас очень много гостей из Санкт-Петербурга. За ним, по статистике, следует Брянск. Затем — Воронеж, Краснодар, Тюмень, Саратов, Хабаровск, Челябинск. Поток из других регионов также увеличился очень существенно и довольно пропорционально. Может показаться удивительным, но значительная часть наших гостей сейчас — москвичи. Это также может быть связано с пандемией, ведь в отеле можно прекрасно отдохнуть, сменить обстановку, не уезжая далеко от дома", — подытожила представитель отеля.
Отдых в Сочи по цене Дубая
Как бы парадоксально это ни звучало, но россияне не хотят отдыхать в России. Спрос на внутренний туризм мал, и дело не в плохом сервисе и неразвитой инфраструктуре: среднестатистические россияне попросту не могут позволить себе отдых на отечественных курортах. "Недавно мы с клиентом смотрели цены на отдых в Сочи, средний счёт в трёхзвёздочном отеле составляет примерно 180 тыс. рублей. Я часто сталкиваюсь с тем, что отдых в Крыму или в Сочи обходится дороже люксового отеля в Дубае. Для меня не совсем понятно подобное ценообразование", — говорит Наталья Самолученкова, гендиректор турфирмы "Лайн Вояж".
"Наш турист не может выбрать что-то среднее: либо "дорого-богато", либо совсем "ни о чём". Задумываясь о перспективах внутреннего туризма, важно не очаровываться всплеском туристов в столицах. Москва и Питер — не Россия, а всего лишь её часть: парадная, праздная и зачастую с номерами отелей по цене МРОТ", — обращают внимание эксперты.
Проанализировав статистику, внутренний рынок и сопоставив цены, невольно приходишь к выводу, что отдых в России — это роскошь, которую может себе позволить далеко не каждый. Закрытые границы для многих отельеров и рестораторов стали триггером к повышению цен, однако не стоит забывать, что доходы большинства россиян за период пандемии лишь уменьшились.
Рассчитывать на массовый характер внутреннего туризма можно, но только в том случае, если появится средний класс — и россиян, и отелей, и ресторанов.