Несколько десятков гостиниц — от хостелов до четырехзвездочных объектов в локациях от "золотого треугольника" до спальных районов — летом получили свидетельства о присвоении звезд. В Российской гостиничной ассоциации опасаются, что в будущем на систему классификации может повлиять вывод Ростуризма из ведения Минэкономразвития (в июле турведомство переподчинили российскому правительству).
Из–за пандемии работы у оценщиков стало значительно меньше. Многие отели озаботились классификацией весной, а кто–то еще в конце 2019–го.
Изначально, согласно федеральному закону № 16–ФЗ, предполагалось, что до 1 июля 2019–го свидетельства о присвоении категории должны получить гостиницы с номерным фондом более 50 гостиничных номеров, до 1 января 2020 года это должны были сделать отели, в которых более 15 гостиничных номеров. А с 1 января 2021 года категорию должны иметь все гостиницы.
В июне российское правительство продлило возможность работать без свидетельств до 1 января 2022 года для объектов размещения с номерным фондом 15 и менее. Для самих экспертных организаций аттестаты пролонгировали до 1 марта 2021 года. "Это поможет бизнесу не тратить деньги на продление и сосредоточиться на том, чтобы опять наладить работу", — считает директор АНО "Центр развития социального и культурно–познавательного туризма" Лев Крошкин.
Число обращений от гостиниц сократилось в несколько раз, говорит Юлия Гржибовская, генеральный директор ООО "Балтийская туристская инициатива" (компания проводила, например, экспертизу в рамках классификации отеля на Невском проспекте, свидетельство о присвоении четырех звезд датировано 29 июля). "Сейчас, когда постепенно стали открываться после карантина регионы, работа частично возобновилась", — отмечает Лев Крошкин.
В 90% случаев гостиницы обращаются для первой классификации, поясняет руководитель Центра консалтинга и классификации Санкт–Петербургской торгово–промышленной палаты Анна Сомова. В Петербурге уменьшение классификаций связано в первую очередь с законом о запрете на размещение гостиниц и хостелов в жилых домах (так называемый закон Хованской), считает руководитель ООО "Бюро классификации и экспертизы" Ким Батьков. Компания проводила, в частности, экспертизу арт–отеля "Рахманинов" на Казанской улице. В июле выдано свидетельство о трех звездах, хотя представители отеля говорят о том, что "уровень и сервис не ниже четырех". Впрочем, осенью 2019–го владельцы вообще опасались закрытия из–за требований закона Хованской.
Отбор не глядя
Цена классификации варьируется от 25 тыс. до 35 тыс. рублей. "Срок действия свидетельства — 3 года. Получается, в месяц порядка 2–3 тыс. рублей, то есть стоимость одного номера. Хотя есть организации, которые работают и за 5 тыс. рублей, без выезда на объект", — говорит вице–президент Российской гостиничной ассоциации (РГА) Владимир Ефимов. Но, учитывая обязательность процедуры, отели часто выбирают не качество, а цену, отмечает директор филиала РГА в Петербурге Алексей Мусакин, что "привело к появлению большого количества четырех– и пятизвездочных отелей в Петербурге и в стране в целом, которые по сути таковыми не являются".
Стремление отельеров сэкономить понятно. Даже несмотря на высокую загрузку в августе, положение в отрасли не лучшее. "Арендодатели в некоторых случаях снизили плату или дали отсрочку. Но в хостеле на Невском пришлось отказаться от одного этажа из двух", — говорит учредитель "ХотелХот" Сергей Власов. По его словам, закрываться не планируют, но "если начнется вторая волна, будет совсем тяжело". К тому же "в Петербурге есть сезонность, в отличие от столицы". Впрочем, Первопрестольная в этом конкретном случае может и помочь: у компании сеть объектов, почти все — в Москве (в Петербурге один на 216 мест).
"Были мысли даже продать отель. Планы по переезду пока приостановились только из–за возможности все же перевести в нежилой фонд с отдельным входом. Обошлось это немалыми средствами!" — пояснила владелица "Рахманинова" Оксана Куренбина, добавив, что достаточно высокая загрузка позволяет ликвидировать задолженности, в том числе по комиссиям OTA (Booking.com, Hotels.com и других). "Стандартная комиссионная ставка каналов бронирований (18%) является одной из наиболее высоких статей расхода. В такой ситуации о прежнем уровне дохода приходится только мечтать. Поэтому хотим призвать туристов, особенно в этот сложный период для туризма, бронировать средства размещения напрямую", — отметили в "Рахманинове". Впрочем, для кого–то посредники головная боль, а для кого–то — стимул для продаж. "Booking, например, дает возможность предоставить отдельную скидку тем, кто путешествует по бизнесу (у них в аккаунте указана цель поездки — “деловая”). Если мы даем скидку, они в большем приоритете выбирают нас", — пояснили в апарт–отеле Park Aparts St. Petersburg на Пулковском шоссе.
Заехать по новой
Сейчас готовятся изменения в правила присвоения обязательной классификации. "Пока документ находится на стадии рассмотрения. Некоторые изменения могут быть значительны даже для трех звезд, что приведет к удорожанию процесса, либо отелям придется просто понижать категорию", — допускает Юлия Гржибовская. "Упор будет сделан на баллы, — говорит Лев Крошкин. — Если чего–то не хватает, можно добрать до звезд, которые хочет получить гостиница".
Алексей Мусакин допускает, что в конце года номерной фонд может сократиться на 10–15% в основном за счет небольших компаний, часть средних и крупных гостиниц сменит собственников. "Есть несколько проектов отелей категорий три или четыре звезды разной степени готовности, но выход на рынок произойдет не ранее конца 2021–го — начала 2022 года", — прогнозирует он.
“
Недавно получили свидетельство о присвоении категории три звезды. Прошло не много времени, чтобы делать выводы о том, как оно сказалось на количестве гостей. Но настрой хороший. Относительно прошлого лета ценники, конечно, существенно ниже, но тем не менее с полной загрузкой получается делать более–менее нормальную прибыль. Да и во времена пандемии загрузка была нормальная (процентов восемьдесят) — благодаря нашей специфике. Приезжали не туристы, а петербуржцы, которые хотели провести романтический вечер или просто отдохнуть в нашем отеле. Было много деловых гостей. Многие гости сейчас приезжают семьями на машинах.
Михаил Антропов
Управляющий Park Aparts St. Petersburg
“
Раньше в летний сезон 60–70% составляли иностранцы. Прогнозы на это лето были самые негативные из–за закрытых границ. Однако приехали россияне. По сравнению с 2019–м загрузка отеля, конечно, упала — на 10–15%. Однако, если смотреть по рынку, мы довольны нашими результатами. Некоторые опасения по поводу осени все же есть. Слухи о второй волне делают свое дело. Если полноценного открытия границ не случится, москвичи и гости из других регионов поедут к нам и в низкий сезон. Создаем финансовую подушку, поскольку будем верны политике "без увольнений". И, конечно, на случай дефицита мы запаслись самыми современными средствами для уборки и индивидуальной защиты.
Анастасия Баранова
Управляющий директор отеля Wynwood