О подготовке к новому учебному году, дистанционном обучении, нюансах работы в образовании и новом председателе профильного комитета — эксклюзивное интервью вице–губернатора Санкт–Петербурга Ирины Потехиной "Деловому Петербургу".
Как вы оцениваете в процентах готовность петербургских школ к новому учебному году в условиях пандемии и в санитарных рамках Роспотребнадзора?
— У нас как у саперов, нет права на 99%, только на 100%. На сегодняшний день подписаны акты приемки к началу учебного года во всех школах. Подписание этих актов строго контролируется и в обычных условиях, без форс–мажоров. А в этом году ситуация особая. Поэтому помимо обычного перечня факторов контроля комитет по образованию вместе с Роспотребнадзором разработали еще и дополнительный чек–лист, которому должна соответствовать школа, чтобы в ней учебный год начался в очном режиме.
Для соблюдения новых санитарных требований школам нужно было приобрести дезинфицирующие средства и СИЗ. Общий бюджет средних образовательных учреждений не увеличился. Откуда взялись эти деньги, чем пришлось пожертвовать?
— Почти все школы находятся в ведении районных администраций. К комитету относится лишь небольшая часть школ. Действительно, никаких дополнительных средств на подготовку учреждений к новым нормам не выделялось. Но часть мероприятий, которые обычно проводились летом, из–за пандемии не состоялись — например, летние лагеря при школах и массовые мероприятия. Ничего по живому не резали — маневрировали в рамках общего бюджета.
Читайте также:
Рейтинги ДП
Рейтинг образования — 2020
Опыт дистанционного обучения в школах этой весной стал настоящим испытанием для учителей, детей и их родителей. Как его оценивают в правительстве города? Планируется ли провести работу над ошибками?
— С подходом "работа над ошибками" позвольте не согласиться — система образования не планировала такой сценарий и не готовилась к нему. В этот идеальный шторм попал весь мир.
По данным Организации объединенных наций, пандемия прервала образовательный процесс более чем в 160 странах — а это больше миллиарда школьников и студентов. И лишь в небольшом количестве государств взялись за перевод обучения на дистанционный формат. В остальных образование просто прекратило работу.
Дистанционное обучение в нашем городе действовало на протяжении последних нескольких лет — но только для детей, которые не могут посещать школу по состоянию здоровья.
Но одно дело, когда вы работаете практически в лабораторном формате и с вами на связи 3–4 тысячи ребят, другое — когда система должна охватить полмиллиона детей и почти 700 школ. И запустить процесс нужно было практически без подготовки.
Трудно было рассчитывать в таких условиях и в такие сроки на комфортный режим. Считаю, что наши педагоги, технические службы, администрация учебных заведений совершили практически подвиг. Можно жаловаться на то, что зависали цифровые платформы, была путаница с выбором программ, но процесс был отстроен. Как показал наш опрос, в котором приняли участие более 25 тысяч человек, — в течение первой недели с задачей справились почти 60% педагогов, а за следующую — еще 30%. Итого — 90% за 2 недели.
Родители адаптировались к дистанту медленнее, но за 2 недели и 70% родителей тоже в процесс вошли.
Мы еще будем проводить "разбор полетов" и анализировать этот необычный опыт. Но уже сейчас понятно, что труднее всего пришлось начальной школе. Малыши даже по СанПиН должны проводить за компьютером не более 20 мин за один подход. Преподавателям приходилось быть очень изобретательными, чтобы поддерживать дистанционный контакт с детьми.
Полноценный цифровой контент для удаленного режима преподавания тоже пока не наработан — на его создание нужны годы.
Но в целом система с задачей справилась. Что можно увидеть хотя бы по результатам самой чувствительной части образовательного процесса — подготовки к сдаче ЕГЭ.
Как сильно просело качество среднего образования из–за этих событий, если судить по результатам ЕГЭ в сравнении с прошлыми годами?
— Число стобалльных результатов в этом году — рекордное за все время проведения ЕГЭ. Сами ребята шутили, что это потому, что у них добавился целый месяц на подготовку. Но мы–то понимаем, что это был за месяц — когда педагоги вынуждены были консультировать ребят удаленно.
Что касается средних баллов, то они такие же, как в прошлом году, отличаются в рамках статистической погрешности.
Если придет вторая волна COVID–19 и снова придется перейти на дистант, как вы будете действовать на этот раз?
— У нас уже наработаны материалы именно для дистанционного преподавания, а не только для онлайн–обучения. Но даже если возникнет необходимость в новых ограничениях, постараемся свести удаленные формы работы к минимуму. Особенно хочется уберечь от дистанта малышей. Наша задача — использовать дистанционный формат, если такая необходимость возникнет, в наименее травматичном для детей, родителей и педагогов варианте.
Массу негативных эмоций, как мы знаем, вызвало весной не само дистанционное обучение, а тот факт, что ребенку пришлось остаться дома. Это была для родителей — в особенности тех, кто работал во время изоляции, — настоящая проблема. Да и с учебой без помощи взрослого освоиться детям было сложно, а значит, родителям приходилось погружаться в процесс.
Согласно новым санитарным правилам необходимо избегать контакта между разными детскими коллективами. Не означает ли это, что дети будут проводить весь день в одном учебном классе? Не появятся ли вторые и третьи смены из–за этого?
— Смена точно будет одна, но начало и конец учебного дня у разных классов будут сдвинуты и разведены. В каждой школе своя специфика — она зависит и от числа учащихся, и от конструктивных особенностей конкретных зданий. Отсутствие контактов между классами было самым важным условием, при котором Роспотребнадзор давал разрешение обучать детей очно. Внутри самого класса обеспечить социальную дистанцию крайне сложно, а вот организовать потоки так, чтобы детские коллективы не пересекались, хотя и трудно, но все–таки возможно.
Это не означает, что класс должен целый день проводить в одной комнате. У старшеклассников, например, есть уроки химии и физики, которые нужно проводить в специализированных кабинетах. По новым правилам после того, как класс покидает кабинет, необходимо помещение дезинфицировать, поэтому самым логичным решением стало сдваивание таких уроков. В этих условиях составление расписания занятий стало для руководства школ настоящим квестом.
А что будет с дополнительным образованием? Ведь в секции и кружки дети ходят из разных классов?
— Внеурочная деятельность, которая внутри школы зачастую и есть то самое допобразование, как и продленка, будет работать по тому же принципу — только внутри классного коллектива, чтобы дети не пересекались.
Месяц назад пост главы комитета по образованию покинула Жанна Воробьева, которая руководила им последние 8 лет. В чем причина ее ухода, как вы можете оценить ее работу?
— Не буду скрывать, в такой период без председателя трудно. У Жанны Владимировны были личные причины, по которым она приняла это решение. И город ей благодарен за огромную работу, которую она вынесла на своих плечах в это нелегкое время: начиная от организации полномасштабного дистанционного обучения и заканчивая запуском летнего отдыха детей.
Жанна Владимировна оставила в комитете хороший коллектив, где каждый на своем месте и знает дело.
На пост нового главы прочат нынешнюю и.о. Ирину Асланян, зампреда Александра Ксенофонтова и начальницу вашего аппарата Инну Черноскутову. Как считаете лично вы, кто из них достоин возглавить ведомство?
— Сегодня перед системой образования города стоят очень сложные задачи, поэтому назначение нового руководителя — непростой вопрос. В соответствии с ключевой целью национального проекта "Образование", наша страна должна войти в десятку лучших образовательных систем мира по качеству общего образования. Международная система оценки PISA измеряет это качество не по числу чемпионов–стобалльников, а тестируя детей по случайной выборке. Поэтому на первом месте стоит именно массовое качество — во всех школах, не только в лучших. И это огромный вызов для всей системы образования. И на Петербурге, как второй столице, большая ответственность за общий результат страны.
Помимо этого школы и колледжи должны обеспечивать своим выпускникам конкурентоспособность на рынке труда — давать им такие знания и навыки, чтобы выпускники были успешны в быстро меняющихся условиях. Это тоже вызов, на который нужно отвечать. Например, сегодня в Петербурге большой спрос на IT–специалистов. И, по всем прогнозам, он будет только расти. Поэтому совместно с университетом ИТМО мы готовим сейчас к запуску новый школьный проект по IT–технологиям. Сначала старшеклассники будут подключаться к нему в дистанционном формате, затем будет подготовлен и очный, для которого потребуется переобучить около 1000 учителей информатики. Все эти непростые задачи и придется решать новому председателю.
Материал подготовлен в рамках
Рейтинга образования — 2020