План по приватизации ГУП "ТЭК", озвученный в начале 2000–х, претворяется в жизнь. Потребители от этого не пострадают, а город даже выиграет, уверяют чиновники.
На последнем заседании городского правительства была утверждена программа приватизации государственного имущества Петербурга на ближайшие годы. Обычно самой интересной ее частью является список готовящихся к продаже объектов, однако на этот раз ключевым стало согласование приватизации государственного унитарного предприятия "Топливно–энергетический комплекс Санкт–Петербурга" (ГУП "ТЭК"). ГУП будет акционировано в АО, единственным акционером которого станет Смольный.
"Город сохранит контроль над крупнейшей теплоснабжающей организацией. Положительным фактором создания АО станет возможность получения дивидендов по акциям. Кроме того, общества самостоятельны в финансово–хозяйственной деятельности, что будет стимулировать менеджмент к развитию", — заявил губернатор Александр Беглов.
ГУПы на счетчике
Анонсированное акционирование лишь частично связано с интересами Смольного и самого предприятия. По требованиям федерального законодательства ГУПы, работающие на конкурентных рынках, подлежат ликвидации или реорганизации к 1 января 2025 года. Деятельность по производству тепловой энергии относится именно к таким. Как ранее писал "ДП", вопрос о приватизации ГУП "ТЭК" был инициирован профильным комитетом и уже рассматривался на заседании рабочей группы под руководством вице–губернатора Евгения Елина и главы регионального УФАС Вадима Владимирова, получив необходимые согласования.
Иностранный аргумент
Эпопея с приватизацией ГУП "ТЭК" началась еще при Валентине Матвиенко. В конце 2004 года городское правительство одобрило план организационных мероприятий по реформированию ГУП "Водоканал Санкт–Петербурга" и ГУП "ТЭК". По нему Смольный уже в 2005 году мог подойти к реорганизации двух предприятий. Для обоснования реформы была привлечена международная консалтинговая компания Baker&McKenzie. Однако, изучив ситуацию, она рекомендовала сохранить статус–кво. Аргументами были убытки компании, невысокие тарифы и принципиальная позиция города по их сдерживанию.
Александр Сысоев, в тот момент занимавший пост директора ГУП "ТЭК", публично критиковал выводы иностранных аналитиков, заявляя, что без выхода на рынок привлечь средства в модернизацию инженерных объектов не получится (он предлагал оставить сети и головные источники в собственности города и сдавать их в аренду, например, по концессии). Этого же мнения придерживался вице–губернатор Олег Виролайнен, отвечавший в то время за вопросы энергетики и инженерного обеспечения. Против выступал вице–губернатор Михаил Осеевский. Для Валентины Матвиенко его доводы, как и выводы Baker&McKenzie, оказались более убедительными. В итоге после года совещаний на разном уровне от приватизации решено было отказаться.
IPO и "Газпром"
Второй подход к акционированию был сделан через 10 лет, когда во главе ГУП "ТЭК" стоял Артур Тринога, также лоббировавший приватизацию. Он настаивал на этом, предрекая, что в статусе ГУП из–за изменения федерального законодательства в области тарифов оно станет неэффективным и прекратит существование.
Поддержку директору высказывали и топ–менеджеры компании. Так, заместитель гендиректора по корпоративному развитию ГУП "ТЭК" Иван Калитеевский уверял, что приватизация позволит привлекать более длинные и дешевые кредиты, лучше контролировать деятельность компании, избавиться от непрофильных активов, оптимизировать штат и пр. В планах значилось IPO и привлечение "Газпрома", который к тому времени уже вложился в Московскую объединенную энергетическую компанию. Также в числе потенциальных интересантов называлась ГК "Ренова", вкладывавшаяся в теплоэнергетический комплекс.
Но Смольный опять выступил против. Курирующий вице–губернатор Владимир Лавленцев заявил, что акционирование ГУП "ТЭК" "может создать дополнительные финансовые и имущественные риски для Санкт–Петербурга, а также возможность для злоупотреблений со стороны недобросовестных лиц при предъявлении требований о досрочном исполнении обязательств". Дело в том, что к тому времени долги предприятия составляли 4,5 млрд рублей, удвоившись за 2 года.
Долги с износом
К третьей попытке приватизации, которая запланирована Смольным уже на 2021 год, предприятие также подошло с далеко не блестящими финансовыми показателями.
Чистая прибыль ГУП "ТЭК" по итогам 2019 года составила 301 млн рублей (в 2018–м — 285,9 млн). Дебиторская задолженность на конец прошлого года составляла 12 млрд рублей, что на 3,9% ниже показателя предыдущего года. Кредиторская задолженность предприятия на конец 2019 года составляла 7,6 млрд рублей. На долги перед поставщиками и подрядчиками приходится 54,2%, на полученные авансы — 34,1%. За прошлый год она снизилась на 1,9 млрд рублей (20,5%). Задолженность по кредитному портфелю на 1 января 2020 года составляет 7,8 млрд рублей. Лимит кредитного портфеля для пополнения оборотных средств — 13,18 млрд рублей.
По данным "Аудит Санкт–Петербург", на рассмотрении в арбитражных судах разных инстанций находится 59 дел, в рамках которых к ГУП "ТЭК" предъявлены требования на сумму 920,2 млн рублей неосновательного обогащения и 118,6 млн рублей процентов за пользование чужими денежными средствами.
"ГУП “ТЭК” при наличии высокого уровня кредиторской, дебиторской задолженности и значительного износа основных фондов использовало все возможные резервы для повышения надежности и качества теплоснабжения и выполнило свою основную задачу — обеспечение теплоснабжения потребителей Петербурга и Ленинградской области", — написано в аудиторском заключении о годовой отчетности предприятия (есть в распоряжении "ДП").
Не на каждом рынке с таким заключением можно было бы выходить в свободное плавание. Однако, как особо подчеркивают в Смольном, о продаже акций ГУП "ТЭК" речь не идет.
Принципиально ничего не должно измениться и для пользователей. "Приватизация предприятия не отразится на надежности и бесперебойности теплоснабжения и объемах реконструкции и капитального ремонта теплосетей, а также на стоимости коммунальных услуг по горячему водоснабжению и отоплению", — комментируют в ГУП "ТЭК".
"Никакого влияния на изменение темпов роста (тарифов. — Ред.) это не окажет. Другое дело, что мы получим возможность более мобильно действовать по укрупнению бизнеса", — говорит вице–губернатор Максим Шаскольский.