Сокращение денег в казне может активизировать процесс привлечения частных средств в дорожные проекты.
В условиях вынужденной экономии власти в первую очередь сокращают расходы на инфраструктурные объекты. Однако большинство дорожных и транспортных проектов, запланированных Смольным на ближайшие годы, были необходимы еще много лет назад, затягивание их реализации может стать критичным. В этой ситуации вся надежда на частные инвестиции. Финансовые институты готовы вкладываться, осталось решиться на это чиновникам.
"Сегодня основные бюджетные средства направляются на борьбу с вирусом и социальные выплаты. Фактически государство приостанавливает бюджетное финансирование инвестпроектов. Привлечение частных инвесторов через механизм государственно–частного партнерства (ГЧП) в такой ситуации стало бы хорошим решением. К сожалению, в приоритет эту задачу бюрократическому аппарату не поставили", — говорит генеральный директор инвестиционной группы "РВМ Капитал" Феликс Блинов.
Самое время
Управляющий директор управления структурных кредитных продуктов Сбербанка Константин Песоцкий полагает, что сейчас складываются все предпосылки к тому, чтобы власти охотнее сотрудничали с инвесторами.
"В условиях возможного секвестра бюджетных расходов в ближайшие годы применение механизмов ГЧП / концессий с привлечением частного капитала для финансирования затрат инвестиционной фазы является ключевым инструментом, который позволит все–таки запустить, а не откладывать реализацию масштабных инфраструктурных проектов", — говорит Песоцкий. Отмечая, что для региональных властей привлечение частного партнера — едва ли не единственная возможность быстро запустить проект.
Петербург обладает наибольшим среди всех регионов практическим опытом в ГЧП, отмечают эксперты. "Инфраструктурные проекты, реализованные за последние 10 лет, имеют текущий эффект в виде дополнительной занятости, налоговых поступлений, повышения активности и улучшения делового климата и способны оказывать, в силу своей долгосрочной природы, влияние на темпы экономического роста региона в будущем", — говорит Константин Песоцкий.
Спасительное решение
"Привлечение в региональные бюджеты частного капитала через механизм концессий — это своевременное и грамотное решение по развитию экономики этих регионов. Не опасное, а — спасительное! Но здесь важно учитывать и различать механизм государственно–частного партнерства, когда на взаимовыгодных условиях взаимодействуют власти и частный бизнес, и так называемое государственно–государственное партнерство (ГГП), когда государство “договаривается” с самим собой, а главным бенефициаром проекта становится конкретный подрядчик. Такие истории с ГГП вредны для экономики, независимо от того, есть кризис или нет", — считает Феликс Блинов.
При этом, по мнению аналитика ГК "Финам" Алексея Калачева, есть и обратная сторона привлечения частных средств. "ГЧП создает определенный финансовый рычаг для региона, позволяет привлечь средства, возмещение которых будет растянуто по времени на длительный срок. Однако и рост числа проектов с участием ГЧП на определенном этапе создает неприемлемо большую нагрузку на бюджет", — говорит эксперт.
Именно концессионные соглашения, с платой концедента или МГД (минимальным гарантированным доходом), заключенные на основе 115–ФЗ и обеспеченные так называемыми "прямыми" соглашениями о компенсации, по мнению Песоцкого, позволят обеспечить привлечение в проекты максимально возможных объемов заемного финансирования.
Благие намерения
В Петербурге помимо известных реализованных проектов ГЧП есть множество тех, что еще ждут своего часа. Возможно, нынешнее время — для них. Так, еще на ПМЭФ–2017 Смольный подписал с ООО "Санкт–Петербургская платная дорога" соглашение о намерении строительства платных путепроводов. За 3 года вопрос особо не сдвинулся с места, хотя необходимость путепроводов над железнодорожными путями очевидна.
Тогда же город заключил рамочное соглашение с Евразийским банком развития (ЕАБР), который заявил о намерении инвестировать в трассу М–49 в Приморском районе не менее 12 млрд рублей. Эта магистраль, пересекая железнодорожные пути Сестрорецкого направления, должна соединить Приморское шоссе и развязку ЗСД в районе продолжения Суздальского шоссе, а заодно Планерную улицу, Комендантский проспект и Парашютную улицу. Предполагаемая протяженность трассы с четырьмя–шестью полосами движения — 14,6 км.
В 2019 году стороны планировали заключить концессионное соглашение, в рамках которого город должен был выделить капитальный грант на строительство, а также покрыть расходы на эксплуатацию и ремонт. Это позволило бы сделать проезд по трассе бесплатным. Однако, по данным "ДП", потом власти посчитали его нецелесообразным. Ранее в комитете по развитию транспортной инфраструктуры изданию сообщали, что проектная документация по объекту готова, но она датируется 2012 годом, поэтому необходима корректировка. Когда она произойдет, неизвестно, плюс нет проекта планировки территории (ППТ). Но ЕАБР по–прежнему декларирует свою заинтересованность. "В случае реализации проекта ЕАБР готов принять в нем участие", — прокомментировал "ДП" руководитель дирекции по транспорту и инфраструктуре ЕАБР Тимур Абдуллаханов.
Поскольку федеральные власти говорят о необходимости увеличения ГЧП–проектов, которые должны дополнить комплексный план развития магистральной инфраструктуры, возможно, в скором времени Смольный вновь посмотрит в сторону этой дороги. А с вводом в эксплуатацию "Лахта Центра", вероятно, она и вовсе будет жизненно необходима.
Евразийство
Пока же ЕАБР успешно финансирует другую дорогу — Западный скоростной диаметр (ЗСД). Недавно банк предоставил кредит в размере 6 млрд рублей АО "ЗСД" (принадлежит Смольному, представляет город в ЗСД) "для финансирования строительства центрального участка и эксплуатации северного, центрального и южного участков ЗСД". В АО не уточнили, на что именно направят эти средства. Напомним, сейчас в активной стадии строительства находится развязка ЗСД с Шуваловским проспектом стоимостью 4 млрд рублей. Из–за секвестра бюджета с объекта сняли в 2020 году 2 млрд рублей.
Серьезные намерения у ЕАБР и по участию в строительстве Широтной магистрали скоростного движения (ШМСД), которая соединит ЗСД в районе Благодатной улицы с КАД и Мурманским шоссе. "Мы готовы участвовать в обоих этапах проекта (первый этап — от ЗСД до Витебского проспекта, основной этап — от Витебского проспекта до КАД. — Ред.). О размере участия говорить преждевременно, но можем уверенно сказать, что ЕАБР готов подключиться к финансированию проекта на самой ранней стадии его реализации", — прокомментировал Тимур Абдуллаханов.
Инфраструктурные проекты всегда были драйвером развития экономики, а инфраструктурные инвестиции считаются одним из самых эффективных инструментов стимулирования экономического роста, говорит Феликс Блинов. "После такого масштабного кризиса перезапуск экономики России будет происходить в первую очередь за счет реализации именно инфраструктурных проектов. По оценкам экспертов, на горизонте 10 лет потребности инвестиций в инфраструктуру России составляют порядка 120 трлн рублей", — отмечает он.