Коронакризис серьезно ударил по агрегаторам в сфере путешествий и развлечений — компании на время лишились каких-либо доходов и работали в убыток. Однако перспективы рынка сильнее пандемии.
По данным Всемирной туристской организации ООН, в марте 2020 года количество туристических поездок в мире сократилось на 55%, в апреле — уже на 97%. Общие потери этого сектора, по прогнозам, составят чуть больше триллиона долларов. Перспективная сфера интернет–агрегаторов во время пандемии тонула вместе с туристическими фирмами и гостиницами.
"В этот период мы были вынуждены изменить парадигму нашего бизнеса: из сервиса по продаже туристических продуктов мы превратились в сервис по их возврату. Это потребовало от нас на фоне необходимости сокращения издержек кардинально и оперативно менять модель бизнеса", — отмечает генеральный директор интернет–сервиса для путешественников Biletix Игорь Константинов.
Рынок развлекательных билетов упал не меньше. Однако основной удар приняли на себя билетные агентства и промоутеры. Маркетплейсы пострадали не так значительно — их бизнес–модель оказалась менее рисковой. "Возврат билетов по оферте осуществляется, как правило, лишь при отмене мероприятия, а, как известно, большинство крупных событий были перенесены, а не отменены", — рассказывает генеральный директор онлайн–платформы для продажи билетов на культурно–массовые и спортивные мероприятия Eticket Даниил Кручинин.
В новой реальности
Читайте также:
Рейтинг агрегаторов
Рейтинг агрегаторов — 2020
Летом агрегаторы в сфере путешествий и развлечений начали медленно, но верно подниматься со дна. В Biletix фиксируют динамичное восстановление рынка за счет отложенного спроса. Так, в середине июля объем продаж авиабилетов по внутренним направлениям был больше на 6,1% по сравнению с аналогичным периодом 2019–го. "Рост спроса на авиабилеты в Сочи и Крым превышает показатели прошлого года уже более чем в 2 раза. Туристический поток полностью переориентирован на внутренние курорты", — рассказывает Игорь Константинов.
В Aviasales также считают, что туризм начал восстанавливаться, операционный директор компании Антон Байцур говорит, что никаких серьезных изменений сервис делать не будет: "Рынок уже стал другим — мы будем работать в условиях новой нормы и адаптировать к ним компанию в режиме реального времени".
Рынок развлечений летом, скорее, притаился и ждал. Как отмечает Даниил Кручинин, билетные маркетплейсы пока могут развиваться только в сторону технических улучшений и наращивания аудитории за счет обзоров и анонсов. "Иными словами, рынок готовится к часу Х, когда массовым мероприятиям дадут зеленый свет", — добавляет он.
Билетные сервисы МТС (Ticketland и "Пономиналу") летом возобновили продажи на мероприятия в регионах, уже смягчивших ограничения. "Полное восстановление может занять до полутора лет. Не исключаем, что формат онлайн–трансляций тоже постепенно начнет монетизироваться и будет развиваться наравне с рынком офлайн–развлечений", — говорит генеральный директор Ticketland.ru Илья Целиков.
В один клик
Несмотря на колоссальные убытки, агрегаторы в сфере путешествий и развлечений остаются перспективным рынком. Ведь так или иначе за ними — будущее отрасли.
Как напоминает директор по работе с корпоративными клиентами IT–компании Redmadrobot Дмитрий Панкрушев, последние 10 лет российский рынок путешествий показывал двузначные темпы роста. "Важную роль в этом сыграли мобильные приложения сервисов для покупки билетов и бронирования отелей", — говорит он.
Потребительский опыт с каждым годом будет только сильнее смещаться в сторону интернет–агрегаторов и маркетплейсов, уверены участники рынка. Aviasales, например, планируют выходить из вынужденного карантина с более сильными продуктами. "Мы запустили Aviasales для бизнеса — он помогает компаниям с организацией командировок", — говорит Антон Байцур.
"С одной стороны, безусловно, это был “идеальный шторм”, когда сошлись факторы пандемии и “шокового” закрытия границ, обвалился рубль. С другой стороны, как и в прошлые кризисы, туризм очень волатильно отреагировал на изменения — он первым упал и одним из первых начал динамично восстанавливаться", — отмечает Константинов.
Дмитрий Панкрушев уверен, что финансовое развитие сервисов замедлится, но сами продукты, в том числе мобильные, будут развиваться. "Ведь сильный паттерн поведения уже сформировался, есть потребность путешествовать, которую будут удовлетворять, пусть и с изменениями. Это бизнес–задачи, которые можно решать в том числе с помощью мобильного приложения", — отмечает эксперт.
Материал подготовлен специально в рамках
Рейтинга агрегаторов — 2020