Крупные тендеры августа не прошли без сучка и задоринки. Разбирательства с участием УФАС могут притормозить ход дорожно–строительных проектов.
В августе в Петербурге не все участники рынка госзаказа остались довольны тем, как были проведены крупные закупки по 44–ФЗ. Претензии к документации на возведение за 1,3 млрд рублей здания амбулаторно–поликлинического корпуса онкоцентра в Песочном (заказчик — Фонд капитального строительства и реконструкции) возникли у петербургской фирмы, а документацию тендера на строительство дорог в производственной зоне Ржевка (начальная цена — почти миллиард, заказчик — Дирекция по сопровождению промышленных проектов) критиковала сибирская фирма.
Следите за изменениями
Контракт на строительство нового корпуса онкоцентра пытались заключить еще в прошлом году, но тогда не сложилось: не было заявок. А в 2020 году ситуация противоположная — помешать обрести подрядчика могут как раз желающие освоить более миллиарда рублей.
Окончание подачи предложений было запланировано на 19 августа, но 13–го поступила жалоба от ООО "СУ № 60" (сумма его госконтрактов в 2018–м — 608 млн рублей, в 2019–м — 296 млн). Закупка была приостановлена. По мнению компании, в документации не учтены недавние изменения в регламентирующие правила оценки заявок — постановление № 1085. В "СУ № 60" пояснили, что "подача жалобы носила исключительно практический интерес".
По мнению гендиректора Сергея Тарасова, новые правила оценки существенным образом повышают возможность участников закупки "сформировать предложение об условиях исполнения контракта таким образом, чтобы стать победителем". "Учитывая, что поправки в постановление правительства вступили в силу только с 9 июля, мы полагаем, что комитет по госзаказу Петербурга еще не имел практики их применения", — отметил он.
По информации компании, результата она добилась. "20 августа ФАС России огласило резолютивную часть решения по жалобе. Заказчик и комитет по госзаказу будут обязаны отменить протоколы и внести изменения в документацию о закупке. Мы будем ожидать новой редакции. После ее размещения будем формировать заявку, в том числе ее стоимостную часть", — сказал Тарасов.
Между тем 24 августа в ЕИС ГЗ был размещен протокол подведения итогов запроса предложений с признанием победителем московского ООО "ЭлинАльфа" (объем заключенных в 2020 году госконтрактов — 4,5 млрд, в Петербурге компания уже получила подряд на 873 млн на достройку школы в Каменке). В 78–м регионе "ЭлинАльфа" дебютировала в 2019–м, выиграв контракт за 327 млн на надстройку больницы Святителя Луки. Отметим, что в 2020–м путь компании не был безоблачным. Не все члены комиссии признали заявку "ЭлинАльфа" соответствующей — некоторые обратили внимание на неполный комплект предоставленных копий учредительных документов.
Вторую заявку (от зарегистрированного во Всеволожске ООО "Интекс") забраковали из–за несоответствия банковской гарантии.
Небыстро решается вопрос и со строительством дорог в промзоне Ржевка. Оборудование промзоны началось еще 10 лет назад. Но весной нынешнего года проект оказался в подвешенном состоянии, маячила перспектива секвестра бюджетных статей на дорожные цели. Однако в августе подряд на сумму 970 млн на строительство участков проспекта Маршала Блюхера и Головкинской улицы между Индустриальным проспектом и улицей Коммуны все же был размещен.
Спустя всего несколько дней после объявления подачи заявок поступила жалоба от барнаульского ООО "ТехСтройПартнер". Компания из Сибири уже пыталась проявить себя этим летом, она жаловалась в УФАС Ленинградской области (подробнее см. "ДП" № 104 от 05.08.2020). Аргументы, описанные в претензиях к заказчику из 47–го региона, использовали и в Петербурге. "ТехСтройПартнер", в частности, обращал внимание на отсутствие условия о том, что результатом выполненной работы является реконструированный объект капитального строительства, в отношении которого получено заключение органа Госстройнадзора. Впрочем, антимонопольный орган с доводами опять не согласился.
Единственная поданная заявка от АО "Мегамейд" (заключено госконтрактов в 2018 году — на 2,26 млрд рублей, в 2019–м — на 462 млн) была отклонена из–за несоответствия банковской гарантии. Одной из претензий, как и в случае с ООО "Интекс", стало то, что в ней не было указано на право заказчика по передаче права требования при перемене заказчика с предварительным извещением об этом гаранта.
"В рассмотренных случаях, скорее всего, у юристов заказчика и юристов банка разный подход к прочтению одних и тех же норм. Страдает же, как обычно, тот, кто выполняет реальную, а не бумажную работу", — отметил старший партнер Versus.legal Илья Алембаев. Вообще, по его мнению, "по многим позициям объем прав заказчика не меняется от формулировок гарантии, поскольку императивно определен федеральным законодательством".
По накатанной
Работать над развитием "Единой карты петербуржца" (ЕКП) продолжит московская компания с филиалом в Петербурге. АО "АИСА ИТ–Сервис" (сумма заключенных контрактов превышает 1 млрд рублей, выручка в 2019 году — 410 млн) в очередной раз победило в тендере, объявленном ГКУ "Центр информационного сопровождения Санкт–Петербурга". В начале августа с этим подрядчиком заключили контракт на 184,4 млн рублей.
Сотрудничество с "АИСА ИТ–Сервис" по вопросам развития и сопровождения информационной системы ведется уже несколько лет. Причем компания либо одна заявлялась на участие в торгах, либо была единственной, которая соответствовала всем требованиям. В октябре 2017 года комитет по экономической политике и стратегическому планированию Петербурга заключил первый контракт на сумму 148,9 млн рублей на выполнение первой очереди работ по созданию ЕКП, в августе 2018–го — на выполнение второй очереди работ (за 63,9 млн). В 2019–м были заключены два контракта на оказание услуг по сопровождению и развитию ЕКП (на 93,2 млн и 183,1 млн рублей).
Очередной контракт на оказание услуг по передаче данных с устройств наблюдения в центр обработки и хранения получило АО "ЭР–Телеком Холдинг". Компания в борьбе за 534 млн рублей обошла ГУП "АТС Смольного". Отметим, что в начале года с ГУПом уже было заключено три контракта на общую сумму 2,7 млрд рублей на оказание аналогичных услуг. "ЭР–Телеком Холдинг" тоже имеет контракты с ГКУ "Городской мониторинговый центр".
Тяга к учебе
Для реализации направления "Цифровая образовательная среда" нацпроекта "Образование" с начала августа в Петербурге искали поставщиков компьютерного оборудования для 155 образовательных учреждений, в том числе для физико–математических лицеев № 239 и № 30, гимназии № 56. Общая начальная сумма двух закупок — 350 млн.
Об интересе к закупке на 51,9 млн свидетельствовало несколько запросов на разъяснение документации. Одна из компаний обращала внимание на то, что контракт может быть заключен позднее срока поставки (крайний срок которой определен "до 15 сентября"), и просила внести изменения. Изначально аукцион должен был состояться на неделю раньше, но перенесен из–за внесения изменений в документацию. Ответом на этот запрос стало утверждение, что срок поставки, предусмотренный контрактом, реальный.
Были и вопросы по составу работ (например, включен ли монтаж розеток в состав установки, монтажа и пусконаладки оборудования). Также заказчикам пеняли на якобы неверную трактовку постановления российского правительства "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории РФ при осуществлении закупок…".
В итоге поступило семь заявок, из которых допустили к торгам четыре. Но участвовали только две фирмы. Обе скинули от НМЦК порядка 260 тыс. рублей. Второй аукцион на 298,2 млн был намечен на сегодня, 28 августа.
Дороги — это знак
В Ленобласти в августе подвели итоги торгов на ремонт дорог на сумму более 1,7 млрд рублей. Две трети средств ожидает АО "АБЗ–Дорстрой" — единственный участник в трех аукционах по проведению работ во Всеволожском и Выборгском районах. Единственной оказалась и заявка от АО "ПО “Возрождение”" на аукцион с НМЦК 331 млн рублей (ремонт в Выборгском районе). Обе компании регулярно участвуют и побеждают в торгах, объявляемых ГКУ "Ленавтодор".
Без жалоб, впрочем, не обошлось. Документацией на закупку за 577 млн оказался недоволен ИП Беляев Павел Сергеевич. Податель жалобы указывал на то, что заказчик требует конкретные характеристики материалов, в то время как они используются при выполнении работ, и их поставка не предусматривается. Она была признана частично обоснованной. В УФАС выяснили, что излишне подробно — не в соответствии с ГОСТами, к которым отсылает документация, — оказались описаны крепежные элементы для дорожных знаков (указывалось, из какого типа материалов они должны быть изготовлены, каким методом должно быть выполнено покрытие, какого номинального диаметра резьба и так далее).
Впрочем, предписание не было выдано, так как на участие в электронном аукционе была подана единственная заявка. ИП Беляев Павел Сергеевич на торги не заявлялся. Как и сочинское ООО "Контракт" в случае с закупкой на 331,9 млн, победителем которой названо ПО "Возрождение". "Мы не приняли участие в закупке, чтобы бессмысленно не замораживать деньги на обеспечение заявки, так как не смогли бы заполнить заявку достоверными значениями характеристик, и нас бы отклонили", — сообщала компания в жалобе в УФАС.
Там тоже фигурировали знаки и их крепеж. С этим доводом в УФАС согласились. В отличие от утверждения о том, что участникам было необходимо приобрести и испытать всю партию товара заранее, чтобы сделать предложение.
Также заказчик и УФАС не разделили боль коммерсантов от того, что описание объекта закупки не соответствует "принципу объективности". Представитель заказчика посчитал, что трактовка этого принципа отсутствует в законе о контрактной системе, антимонопольщики его поддержали.
Вопросы языкознания поднимались в Сосновом Бору. Ставка на проверенного поставщика, похоже, сыграла в городе при поиске подрядчика для ремонта дорог и обустройства территорий. Администрация города объявила два тендера за 81 с лишним миллионов каждый. В обоих случаях победило ООО "СК “ГИК”". Его заявка была единственной допущенной, притом что оказалось по несколько желающих составить конкуренцию. Также компании активно апеллировали в антимонопольную службу: УФАС получила в сумме десять жалоб от шести компаний, причем не только из Петербурга и Ленобласти с разным опытом госзаказа, в том числе "Гатчинского ДРСУ".
Разошлись, например, в том, как обозначать площадь остановочного павильона по каркасу. ДРСУ обозначило ее просто — "6.0", что, казалось бы, вписывается в диапазон заказчика — "не менее 6.0". Но писать надо было не так, решили в УФАС. Там разъяснили, что формулировка "не менее 6.0" не должна была видоизмениться в предложении поставщика.
"Есть не только лингвистические ловушки, к которым уже привыкли предприниматели и научились с ними работать. Заказчики порой делают и технические уловки. Например, скрытые формулы в техзадании. Участник скачивает файл, указывает параметры, отправляет заказчику, а в день рассмотрения значение в таблице меняется", — говорит тендерный эксперт Дмитрий Сидаев.
“
В нашей практике по–прежнему самые частые споры о сроках исполнения контрактов. Сейчас они отягощаются мерами, связанными с пандемией. Также отмечу активизацию обсуждения факторинга в госзаказе. Не так давно прозвучало предложение включить этот механизм в законодательство о закупках. Это говорит о признании законодательного пробела относительно возможности уступки денежного требования по госконтрактам, на которое в 2019 году обратил внимание Верховный суд. Главный вопрос, который стоял у правоприменителей, касался значимости личности кредитора для госзаказчиков. Но, как следует из действующей практики разрешения таких споров, для них значимым является то, кто будет исполнять, а не кто будет получать за это вознаграждение из бюджета. Пока серьезных решений не принято. Но коммерческие интересанты факторинга в госзаказе стали гораздо активнее и смелее продвигать свои услуги в этой части. Механизм может стать интересным не только для малого бизнеса, но и для крупных игроков на рынке частного инвестирования.
Андрей Прокофьев
Управляющий партнер ЮФ "Бизнес Санация"
“
Госзаказ — довольно специфическая ниша рынка. С одной стороны, все правила очень четко прописаны, контролирующие органы известны. С другой — каждый заказчик имеет свои специфические требования. Участвовать в закупках по госзаказу престижно, но это всегда большая ответственность, в том числе финансовая. Мы — частная компания и не всегда имеем доступ к субсидиям государства на определенные виды продукции, например, по электротранспорту, как государственные лизинговые компании или компании с госучастием. Несмотря на это, активно осваиваем новые интересные ниши для увеличения портфеля госзаказа, чему способствует опыт участия в тендерах, аукционах с 2009 года. "Техтранслизинг" планирует продолжать участие в программе транспортной реформы Петербурга. В течение трех последних лет мы расширили присутствие по пассажирскому транспорту в Петербурге, а также Ростове–на–Дону, Тамбове, Иваново. Рынок Северной столицы очень важен для нас. Я родом из Петербурга, что является дополнительным стимулом для активной работы и предоставления лизинговых услуг в городе. Здесь емкость рынка оцениваем в 1,2–1,3 млрд рублей на 2020 год, к 2023–му планируем постепенно увеличить объемы до 5 млрд.
Елена Назарова
Гендиректор ООО "Техтранслизинг"