Нина Одинг, руководитель исследовательского отдела МЦСЭИ "Леонтьевский центр":
Агрегаторы дали толчок для логистических, торговых сервисов. Но пострадало в 2020–м (относительно своих темпов развития) практически все, что было связано не столько с падением спроса и доходов потребителей, сколько с потребительскими ожиданиями, временем адаптации к новым условиям. В разные месяцы просели разные. Явно — те, которые были связаны с путешествиями (Aviasales, Anywayanyday) и билетами на культурно–развлекательные мероприятия (Ticketland и другие).
Владимир Катенев, председатель совета Санкт–Петербургской торгово–промышленной палаты:
Очевидно, что агрегаторы разрушают классические компании или как минимум подвергают их устойчивость существенному испытанию. Например, фирма, которая предоставляет транспортные услуги, негативно относится к агрегаторам такси, потому что она владеет автопарком, обслуживает его, тратит большие ресурсы на его содержание и сотрудников в штате. А тут появляются те, у кого совершенно другие накладные затраты и налоговая нагрузка. Но выбор делают потребители. А они все больше и больше предпочитают электронные способы приобретения товаров и услуг.
Михаил Каншаев, председатель студсовета экономического факультета СПбГУ:
Наш выбор тройки лидеров, как оказалось, совпал с ответами многих других экспертов, которые приняли участие в рейтинговании. Думаю, возраст не играл большой роли. В первую очередь влияние оказал характер услуг, которые предлагают агрегаторы, — они востребованы потребителями разных возрастных групп. Период пандемии и самоизоляции дал импульс и некоторым петербургским компаниям. Например, "Самокату" — стал для него "живительной таблеткой". В нашем рейтинге он вошел в пятерку. Впрочем, тягу к офлайн–покупкам не стоит сбрасывать со счетов.
Виктор Шабалин, председатель правления Санкт–Петербургской ассоциации кулинаров:
Насколько знаю, были большие сложности в начале самоизоляции, потому что агрегаторы резко повысили процент за свои услуги до 30–35%, но потом немного ослабили ситуацию. Люди идут в ресторан в первую очередь за атмосферой. Поэтому были и те, кто отказался от работы с агрегаторами. Для ресторанного бизнеса они — не способ увеличения клиентской базы: из–за времени доставки страдает качество, эффект блюда совсем теряется. В данном случае влияние посредников отрицательное.
Владимир Васильев, президент Ассоциации малых гостиниц Санкт–Петербурга:
Агрегаторы — уже не будущее, а наше настоящее. Есть, конечно, какие–то первоначальные отрицательные моменты. Но ситуация меняется, следует меняться и отраслям. Приходит новое поколение. Многие компании уже успели перестроиться или перестраиваются. С точки зрения бизнеса агрегаторы влияют положительно — позволяют увеличивать аудиторию клиентов, в том числе и нам, гостиничному бизнесу. Технически это удобно. Любой бизнес, любое производство должно идти в ногу со временем.
Материалы, подготовленные в рамках Рейтинга агрегаторов — 2020: