Лучше всего во время вынужденной самоизоляции жилось маркетплейсам: многие офлайн-магазины были закрыты — онлайн-торговля забрала себе всех покупателей.
Весной маркетплейсы наращивали обороты — по данным M. A. Research, онлайн–продажи в апреле–мае 2020 года выросли в 3–4 раза по сравнению с апрелем–маем 2019–го. Как говорит партнер агентства Анна Синявская, у Ozon показатели в марте–апреле увеличились втрое, оборот Wildberries вырос на 123% — до 103,4 млрд рублей с учетом возвратов.
В пресс–службе "Яндекс.Маркета" отмечают, что интерес к регистрации на сервисе "Беру" в марте вырос на 50%, количество заявок на фулфилмент — на 34%. В Goods.ru продажи в период пандемии также выросли — в 3 раза по сравнению с аналогичным периодом 2019 года.
Во время пандемии вырос и средний чек онлайн–покупок — приблизительно на 40–60% в сравнении с 2019–м. "Это объясняется изменением образа жизни покупателей, многим понадобились товары для детей, компьютеры и ноутбуки для работы на удаленке, некоторые переехали за город, что стимулировало продажи товаров для сада и дачи", — отмечает Синявская. Вопреки опасениям аналитиков, выросли даже экспортные продажи. Чистая прибыль eBay превысила ожидания экспертов в 4,5 раза. В России в период с марта по май на платформу вышло более 10 тыс. новых продавцов.
Направление в перспективу
Рынок маркетплейсов уже сегодня существует в новой реальности: происходит укрупнение игроков и увеличение доли топ–5 маркетплейсов, а также расширение бизнеса в регионы.
По оценкам M. A. Research, после окончания режима самоизоляции покупательский спрос немного снизился, однако он по–прежнему в 1,5–2 раза превышает показатели июня 2019 года. "Полагаю, по итогам 2020–го он будет минимум в полтора раза выше, чем в прошлом году", — считает Анна Синявская.
В июне и июле продажи Wildberries в штуках увеличились на 217% год к году. "Аудитория интернет–покупателей из Петербурга активно росла еще до пандемии, а с введением карантинных мер эта тенденция лишь усилилась", — рассказывают в пресс–службе компании.
Маркетплейсы стали перспективным направлением для субъектов малого и среднего бизнеса. Так, ставку на сотрудничество с бизнесом делает Goods.ru — за время режима самоизоляции на площадке появилось более 500 новых продавцов. "Мы ускорили процесс подключения к площадке, исключив все лишние звенья в цепочках взаимодействия, автоматизировали первичный процесс отправки информации по заявке", — говорят в компании.
Главным направлением для улучшения и развития бизнеса является логистика и новые каналы доставки. Как отмечает генеральный директор eBay на глобальных развивающихся рынках Илья Кретов, ситуация с временным нарушением международного сообщения сподвигла многих предпринимателей задуматься об открытии внешних складов в других странах: "Это не только позволяет продолжать работу даже в режиме изоляции, но и снижает срок и стоимость доставки в обычное время".
Экосистема на равных
В ближайшие годы онлайн–торговля будет все глубже проникать в повседневную жизнь россиян. Это напрямую отразится на офлайн–магазинах. "Офлайн–розница будет сжиматься: до конца 2020 года в России закроется не менее 10% офлайн–магазинов и не менее 15% торговых центров", — считает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев.
Анна Синявская предполагает, что в дальнейшем на рынке будет увеличиваться спрос на размещение компаний на маркетплейсах, причем для многих небольших производителей и поставщиков они станут основным каналом продаж.
Илья Кретов, ссылаясь на аналитику рынка от Data Insight, отмечает, что средний рост интернет–торговли в России с 2019 по 2024 год (по формуле CAGR) составит 33,2%, а ее доля от общей розницы — 19%.
В Goods.ru считают, что маркетплейсы в ближайшем будущем сделают ставку на развитие инфраструктуры и формирование экосистемы сервисов и услуг вокруг и внутри себя. "За счет увеличения количества данных о покупателях и повышения уровня их обработки качество услуг во всех вовлеченных сегментах возрастает в разы", — отмечают в пресс–службе компании.
Один из главных векторов перспективного развития — построение открытой экосистемы, в которой все компании будут играть на равных и ни один сегмент не будет рассматриваться как приоритетный. Эксперты рынка надеются, что именно она ляжет в основу интернет–торговли будущего.