Рассматривая успешность и эффективность брендов, редакция "ДП" не могла не учесть их присутствие в средствах массовой информации. Поэтому мы вновь обратились к партнеру проекта — компании "Медиалогия", которая предоставила данные по упоминаемости в СМИ как в Петербурге, так и в России.
"Медиалогия" анализирует более 58 тысяч источников: от традиционных ТВ, радио, газет и журналов до информационных агентств и интернет–СМИ.
Если посмотреть на верхние позиции в категории "Товары", можно заметить, что результаты рейтинга и упоминаемость не коррелируют. Если эксперты признали самыми успешными брендами в этой категории марки, которые востребованы широким кругом потребителей, то в рейтинге СМИ больше упоминают промышленность, нацеленную на корпоративных клиентов, а также на нужды ВПК. Первый из таких брендов — Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) — на 7–м месте в главном рейтинге и на 1–м у "Медиалогии". Также в пятерке по появлению в СМИ "Силовые машины", Кировский завод, группа "Илим". Единственный, кто разбавляет эту компанию лидеров индустрии, — пивоваренная компания "Балтика".
Что касается услуг, то здесь ситуация иная — лидеры экспертного отбора и рейтинга упоминаемости в СМИ практически одни и те же. Компании разных сфер, но практически все — федерального масштаба. Хотя нет правила без исключения: Ginza Project в лидирующей тройке главного рейтинга, но по появлению в прессе — на 21–м месте.
Соцсеть "ВКонтакте", как и в прошлом году, подтвердила свое медийное лидерство, в разы обойдя "Газпром" и "Мегафон", которые, в отличие от нее, оказались в тройке нашего рейтинга. Замыкает топ–10 "Экспофорум", где в 2019 году проводился в том числе Петербургский международный экономический форум.
“
Проведенное нашими аналитиками исследование позволило выявить некоторые интересные тенденции упоминаемости российских брендов в зарубежной прессе.
Четверка лидеров в категории товаров состоит из промышленных компаний. Казалось бы, напрашивается вывод об их высокой упоминаемости не в связи с их производственной деятельностью или зарубежными проектами, а с введенными ранее санкциями. Однако при ближайшем рассмотрении материалов все оказалось иначе.
Неутихающая гонка за вакциной, имеющая сильный политический подтекст, обусловила выход компании "Биокад" на лидирующие позиции. Высокий интерес к ОСК вызван преимущественно отслеживанием активностей российского ВМФ. Широкий новостной ряд компании представлен в основном нейтральными сообщениями. Часто речь идет о перепечатывании англоязычных релизов ОСК без предоставления зарубежными СМИ собственных оценок освещаемых событий. Замыкает тройку лидеров по количеству упоминаний компания "Силовые машины". Упоминаемость, впрочем, во многом обеспечена за счет пресс–релизов, контекстных упоминаний. Определенный интерес вызван новостью о том, что "Силовые машины" могут остаться партнером Siemens даже после выхода из Siemens Gas Turbine Technologies.
А вот достаточно высокие показатели "Балтики" при ближайшем рассмотрении оказались по большей части контекстными, в связке с деятельностью международной компании Carlsberg. Собственные активности самого бренда в зарубежном инфополе интереса не вызывают. Именно поэтому тональность сообщений с упоминанием компании нейтральная и лишена эмоциональных оценок.
Интерес к деятельности остальных компаний в категории "Товары" за рубежом, по сути, отсутствует. Почему такое происходит, мы можем только догадываться.
Лидерство в категории "Услуги" вряд ли кого–то удивит. На первых строчках крупнейшие корпорации из нефтегазовой, телекоммуникационной и банковской отраслей. Они могут похвастаться широчайшим новостным рядом с огромным количеством собственных громких инфоповодов.
Мы были несколько удивлены скромными цифрами по упоминаемости Ozon, учитывая, что компания рассматривается как ценный актив за рубежом, а ее руководство ранее заявляло о намерении провести IPO на Лондонской бирже. В то же время пятая часть от общего массива приходится на крупные СМИ, что позволяет констатировать — интерес к компании за рубежом есть.
Отдельно обращаем внимание на некоторые общие тенденции, характерные для большинства медийных анализов. Речь идет о преобладании источников США в общем распределении публикаций. Если где–то такое положение дел вопросов не вызывает, то порой закрадываются сомнения в объективности таких данных. Действительно, казалось бы, материнская компания "Балтики" Carslberg Group находится в Дании, однако публикации, связанные с брендом "Балтика", в данной стране отсутствуют, а вот американские источники преобладают по количеству сообщений о бренде. Однако объяснение очень простое — на США в принципе зарегистрировано несопоставимо больше СМИ, чем на большинство других стран.
Гандольфо Яконо
Гендиректор LexisNexis Russia & Eastern Europe
Материал подготовлен специально в рамках
Рейтинга брендов Петербурга — 2020