Ускорение развития не означает полноценной модернизации. Особенно при нехватке денежных средств и некоторых брешах в законодательной базе. Пожалуй, так можно в общих чертах охарактеризовать ситуацию, обрисованную участниками профильных рынков, собравшихся на онлайн круглый стол "Цифровая трансформация строительной отрасли", проведённый редакцией "ДП".
Цифра бывает разная
Каналы продаж, интернет вещей, "умные" системы, BIM-проектирование, облачные сервисы, создание полноценной экосистемы — круг вопросов, которые успели охватить вниманием эксперты в рамках полуторачасовой беседы. Цифровизация "зеркала экономической ситуации в стране" — вопрос многогранный, с большим количеством переменных. И отражает наиболее актуальные тенденции в современном обществе.
Несколько раз специалисты акцентировали внимание на том, что строительная отрасль ориентирована прежде всего на конечного потребителя. И внедрение некоторых новшеств предвосхищалось вопросом "А готов ли клиент?". Период самоизоляции дал утвердительный ответ с восклицательным знаком.
"80% у нас доля онлайн-сделок, которые проходят через электронную регистрацию. Мы к этой цифре пришли, наверное, в июне, и на текущий момент она у нас держится, — рассказывает Анжелика Альшаева, генеральный директор агентства недвижимости ГК "КВС". — Наши клиенты осознали, что это очень удобно. Не надо стоять в очередях, собирать большое количество документов. Всё можно сделать "в одном окне" у застройщика". Эксперт называет работу в таком режиме новой реальностью.
Подтверждает сложившуюся тенденцию и Ольга Семёнова-Тяньшанская, директор по маркетингу АО "ЮИТ Санкт-Петербург", говоря о превалирующей доле дистанционных продаж. Она также рассказала о новой опции, которую компания предложила клиентам, — онлайн-резерве. Услуга пока уступает в популярности традиционной версии, но треть запросов реализуется.
Освоен механизм предоставления полного пакета услуг физическим лицам в онлайне и у бренда "Метр квадратный". Не менее активно развиваются направления работы с застройщиками и риелторами. Платформа была создана год назад как открытая площадка для всех участников рынка, сегодня здесь представлены 19 банков. Наталья Саввина, директор по продажам экосистемы недвижимости "Метр квадратный", Жилищная экосистема ВТБ, рассказывает: "Изменился стереотип потребления. Электронные сервисы продолжают пользоваться очень большим спросом. Сейчас у нас на платформе более 800 застройщиков, которые активно используют наши инструменты, полностью онлайн".
Ещё в 2016 году была создана Единая система строительного комплекса Санкт-Петербурга, которая предполагает комплексную цифровизацию данного направления. Разрешительная документация, например, с 2018 года предоставляется исключительно в электронном виде. В распоряжении девелоперов — более 70 онлайн-услуг. В этом году планируется расширение спектра сервисов. Ещё один шаг — формирование документов на основе информации, имеющейся в системе. Big data для отрасли, по словам Ксении Ворониной, главного специалиста отдела по взаимодействию с органами власти и организациями при предоставлении государственных и муниципальных услуг, — это запрос бизнеса, которому идут навстречу. Рассматривается и использование BIM-технологий в текущей деятельности. Нормативные документы и стандарты в разработке.
Инструменты без проектов
Гораздо меньше согласия высказали специалисты, обсуждавшие готовность города и отрасли к внедрению BIM-технологий. Оптимистичный прогноз сделал Павел Балобанов, генеральный директор ООО "ПСС Грайтек": "Наша компания поставляет инновации для строительного рынка. Давайте сравним 7 месяцев этого года с предыдущим аналогичным периодом: мы выросли на 46%. Это говорит о том, что застройщики вкладываются в BIM-технологии, видят, что именно туда нужно сейчас направить инвестиции". Но не все компании готовы вливать крупные денежные средства в такой инструмент.
Сергей Веселов, основатель компании Development Systems, в свою очередь, обозначил несколько проблем, осложняющих повсеместную интеграцию информационного моделирования: чаще невысокая рентабельность для небольших компаний-застройщиков, отсутствие достаточного количества BIM-специалистов, человеческий фактор — недопонимание и внутренний барьер, сокращение числа новых строительных проектов. Решение — сфокусироваться на тех моментах, где девелопер может заработать или потратить деньги, создать полноценный комплекс по управлению. Ещё одно перспективное направление, по мнению эксперта, — персонализация продукта и трансформация квартиры в маркетплейс для клиента.
Максим Нечипоренко, заместитель генерального директора Renga Software, отчасти согласен: "Потребность у бизнеса в повышении прозрачности информации, обеспечении достоверности данных очень высокая. И этот резерв на стройке. Оцифровать — значит повысить прозрачность. Это также позволит уменьшить "неожиданности". Бизнес хочет увидеть, где он теряет деньги. И цифровизация нужна для этого".
Однако комплекс мероприятий по трансформации должен выстраиваться в экосистему, объединять все бизнес-процессы, добавляет Валентина Суднишникова, CEO AlertGroup. Иначе получается "лоскутная цифровизация". "CRM, 1C, BIM — лишь составляющая часть экосистемы, которая является слаженной работой специализированных продуктов. И уже как профит от этого — оцифрованные ресурсы компании, возможность нон-стоп отслеживать изменения и оперативно на них реагировать", — отмечает Валентина Суднишникова.
Мотивировать участников рынка к применению BIM-технологий может государственный регулятор: стандартизация, классификаторы и т. д. Однако специалисты в данной области отмечают, что федеральные структуры пока не готовы использовать полезный контент, ещё предстоит много работы в данном направлении. Ксения Воронина напомнила, что в рамках национальной программы "Цифровая экономика" до 2024 года распланированы мероприятия по масштабированию полноформатной BIM-технологии в стране. Первоочередная задача — нормативное регулирование. Кроме того, будет решён вопрос кадрового обеспечения данной деятельности в органах власти.
Облачное просветление
Валентина Суднишникова подняла ещё одну тему: ранее застройщики отказывались от использования облачных сервисов, так как считали их небезопасными. "Однако пандемия очень чётко показала их преимущества, когда доступ к актуальным данным сразу из нескольких точек стал не роскошью, а необходимостью. Также интерес к "облаку" возрос за счёт того, что эти решения гораздо быстрее в интеграции и не требуют расширять штат айтишников для поддержки", — рассказала эксперт.
Кстати, обеспечение стабильной работы технологий внедренческими командами оказалось ещё одной болевой точкой массового внедрения BIM. Данную проблему озвучил Максим Нечипоренко, который также добавил, что в связи с этим рынку предложены более тиражные решения, концепция "доступного BIMа".
"Домашний" интеллект
"Цифра" в строительной отрасли не заканчивается на этапе передачи собственникам ключей от квартир. В едином ключе мыслят девелоперы, чьи управляющие компании — при наличии таковых — предлагают клиенту собственное мобильное приложение. Продукт адаптируется в зависимости от требований времени, предлагает больше возможностей. Ещё более актуальной тему делают вступившие в силу 1 июля 2020 года изменения в №522-ФЗ, касающийся интеллектуальных вопросов в части инженерии.
Девелоперы отмечают, что в развитии данного направления необходима последовательность, упомянутая выше целостность процесса модернизации. По мнению разработчиков, часть потребностей в такой плавной интеграции позволяют закрыть Продукты "Цифровая управляющая компания", "Онлайн-мониторинг воды" и "Умное ЖКХ". Все они являются частью IoT-платформы от "МегаФон". Дмитрий Кирилкин, эксперт компании по данному направлению, подробно рассказал о доступных возможностях и сделал акцент на двухсторонней интеграции с внешними системами, которая может быть полезной застройщикам, управляющим компаниям (УК), поставщикам энергоресурсов. Не менее удобна такая цифровая экосистема потребителям.
Егор Татаренков, также являющийся экспертом по развитию продуктов IoT "Умный город" ПАО "МегаФон", дополнил слова коллеги: "Данное решение позволяет консолидировать большое количество внешних и внутренних систем. В том числе возможна интеграция CRM и 1C". Кроме того, доступен выпуск мобильных приложений для застройщиков, — а это уже разговор о повышении узнаваемости брендов. Также есть потенциал монетизации для УК.
Девелоперы, участвующие в круглом столе, не преминули заметить, что сама идея не нова. Однако реализация некоторых идей их заинтересовала с точки зрения урегулирования формальных моментов. В частности, опция видеоаналитики (распознавание лиц и номеров) в разрезе закона "О персональных данных". Поскольку вопросу обеспечения безопасности многие компании сегодня уделяют повышенное внимание: это один из важных запросов потребителя при принятии решения о покупке квартиры.
Стратегический подход
Оживлённую дискуссию вызвало обсуждение перспектив развития современных инструментов. Ольга Семёнова-Тяньшанская видит одним из важных направлений маркетинг: контент для потребителя в зависимости от запроса и количества обращений, смарт-отслеживание его пути в Сети, лайфстайл-поисковики, ориентированные на современные нужды и актуальные жизненные ситуации. Универсальные и канонические версии эксперт считает устаревшими, "олдскульными".
Цифровизация каналов связи застройщика с другими ресурсами, в том числе банками, — таким видит следующий этап развития Валентина Суднишникова. Кроме того, эксперт считает, что будет набирать обороты адаптивное ценообразование, а это повышение выручки до 9%.
Павел Балабанов прогнозирует определённый виток в росте популярности BIM в связи с приходом сетей 5G: просто интернет появится на большем количестве строительных площадок.
Подводя итог, спикеры круглого стола констатировали, что в силу всех перечисленных факторов некоторая "лоскутность" во внедрении цифровых инструментов на данном этапе непреодолима. Но, какую бы стратегию для себя ни выбрали участники строительного рынка, планировать интеграцию следует на самых ранних этапах. Это в том числе позволит сохранить актуальность проектов на протяжении всего срока реализации.
Полностью запись круглого стола можно увидеть здесь.