В Петербурге растёт спрос на аренду различных вещей и техники, чаще всего это платья для торжеств, декор, реквизит и спортивный инвентарь
Шеринг (или, иначе говоря, прокат) вещей набирает популярность в России. Уже не первый год граждане арендуют на короткое время автомобили, самокаты, яхты, квартиры. Двигателями экономики совместного потребления в нашей стране являются представители поколений Y и Z, которые предпочитают брать что–то дорогостоящее в аренду, а не привязываться к вещам. Топ–5 секторов экономики совместного пользования в России — это c2c–продажи, p2p–услуги, каршеринг (поминутная аренда автомобилей), карпулинг (совместные поездки на частном автомобиле) и краткосрочная аренда недвижимости.
Аренда вещей — достаточно новое направление шеринга, пока оно не так сильно распространено в стране. Первые сервисы, которые стали предлагать в аренду абсолютно любые товары, появились на российском рынке примерно 5 лет назад. По итогам 2019 года объём транзакций в этом секторе составил всего 220 млн рублей. Но рост рынка аренды вещей, по данным исследования Sharing Economy 2019, в прошлом году оценивался в 22%, причём наблюдается смещение спроса в сторону шеринга более дорогих товаров. Эксперты отмечают, что сейчас в аренду берут дорогие платья, аксессуары, специализированную технику и гаджеты. А вот модели, по которым может работать бизнес в данной сфере, две — предлагать вещи в аренду от частных лиц или же собственные.
Из рук в руки
По первой модели работает "Авито". Агрегатор частных объявлений помимо продажи товаров и услуг предлагает сдавать продавцам вещи в аренду. По данным "Авито Услуги", доля объявлений с упоминанием слов "аренда" или "прокат" в августе 2020 года составляет почти 7%.
"Мы видим положительную динамику и предполагаем, что рост в этой категории продолжится. Спрос на услуги аренды вырос на 110% за время пандемии (с апреля 2020 года). В частности, спрос на аренду автомобилей увеличился вдвое", — говорит Артём Кумпель, управляющий директор "Авито Работы".
В Петербурге также на 150% вырос спрос в категории "Организация праздников и мероприятий", где в том числе предлагаются услуги по прокату декора и реквизита. Петербуржцы стали чаще брать в аренду одежду. Например, спрос на прокат платьев увеличился на 365% по сравнению с апрелем. "Он спровоцирован как желанием веселиться и устраивать праздники, так и ростом экоосознанности, — считает Кумпель. — Вдобавок падение реальных доходов населения в условиях продолжающегося кризиса способствует тому, что многие пользователи ищут более доступные варианты обновить гардероб".
В "Авито" отмечают и рост востребованности сезонного спортинвентаря. Спрос на аренду палаток с весны увеличился в семь раз, катеров — в девять. Артём Кумпель подчеркивает, что во время самоизоляции люди смогли оценить важность уюта и атмосферы в доме. Теперь петербуржцы стали чаще брать в аренду инструменты для ремонта и строительства, спрос в этой категории вырос с апреля на 88%.
Вещи в аренду от обычных граждан, а также от других прокатов предлагает и Next2U. В каталоге компании в Петербурге сейчас 9,5 тыс. предложений, правда, в основном арендодатели — это прокаты, которые используют сервис для поиска клиентов. "На сегодняшний день таких предложений на сайте около 300. Частных арендодателей мы пока целенаправленно не привлекали. Сейчас присутствуют только те, кто либо нашел нас сам, либо что–то арендовал и затем решил, что так же может заработать и на своих вещах", — рассказывает руководитель направления развития Next2U Екатерина Крайванова.
Она отмечает, что популярность прокатов тех или иных вещей меняется в зависимости от категории и сезона. Например, в период самоизоляции были популярны кардиотренажеры, сейчас — туристическое оборудование, вечерние платья и декор, оборудование для мероприятий. "Спрос возвращается на докарантинный уровень, — уверена Крайванова. — Также мы заметили рост количества частных арендодателей, которые видят в нас источник пассивного дохода".
По словам эксперта, стоимость аренды назначает владелец товара, в среднем по рынку это 7–13% от стоимости новой вещи. Если сдаётся одежда, то в стоимости аренды учтены затраты на химчистку. Агрегаторы получают примерно 20–25% от выручки арендодателя. Издержки в этом бизнесе есть, например, необходим склад для хранения товаров, химчистка или чистка и дезинфекция. "Но эти расходы можно сокращать, особенно если прокат небольшой. Например, один владелец турпроката использует свой гараж и сам принимает, выдает, чистит товар, или небольшой прокат платьев, работающий только в формате доставки, занимает одну комнату в квартире, где живет владелица", — добавляет она.
Крайванова отмечает, что в России, как и во всём мире, подобных агрегаторов не так много. Это говорит о том, что рынок аренды пока очень мал.
Шеринг — дело молодых
В Петербурге также работает сервис Pauri, который предлагает в аренду различную технику. Компания была запущена в Москве около 5 лет назад, сейчас кроме столичных городов работает также в Екатеринбурге. Основатель и генеральный директор Pauri Андрей Тараненко в разговоре с "ДП" отметил, что в городе на Неве услуга очень популярна, из года в год обороты растут минимум в 2,5 раза. "Главная задача компании — предоставление качественного сервиса, а если предлагать в аренду вещи от частных лиц, то за сервис отвечать будет сложно, — уверен Тараненко. — Кроме того, невозможно гарантировать работоспособность данной техники. Поэтому в России, на мой взгляд, пока рано создавать модель шеринга вещей от частных лиц". Его компания закупает всё оборудование самостоятельно и потом предлагает его в аренду.
Генеральный директор "Лаборатории трендов" Елена Пономарёва между тем считает, что в Россию шеринг заходит медленно и связано это прежде всего с менталитетом россиян, отличающимся от западноевропейского. У жителей России есть стремление именно обладать желанной вещью. Она уточняет, что на этом построена и система потребительского кредитования, когда люди готовы несколько месяцев платить за то, что им не по карману. У россиян есть недоверие ко всему "общественному".
Но тем не менее шеринг уже становится привычным сервисом. Со временем для кого–то это будет разовая услуга, а для других станет постоянной частью образа жизни.
"Основные вопросы, которые шеринг–экономика ставит перед всеми, — на самом ли деле нам нужна эта вещь во владение? На самом ли деле мы готовы работать 24 / 7 ради обладания ею?" — подчеркивает Пономарёва.
А пока экономика совместного потребления в России развивается стремительно. Об этом говорит и тот факт, что Москва и Петербург входят в пятёрку независимого рейтинга "Индекс шеринг–экономики 2020" от Consumer Choice Center.