Минобороны требовало от "БТК групп" 127 млн рублей, а получило только 2,6 млн.
Повод к тяжбе дали два контракта, заключённых военными с компанией Таймураза Боллоева (№ 45 в Рейтинге миллиардеров "ДП") в марте 2017 года. Петербургские швейники должны были поставить министерству обороны нательное белье и перчатки с парадной формой. В общей сложности стоимость обоих контрактов составила почти 1,22 млрд рублей. По условиям договоров швейники должны были поставлять товар не единовременно, а партиями в период с марта по сентябрь 2017 года. Датой поставки обмундирования считается дата подписания акта приёмки–передачи грузополучателем, как указано в контрактах.
Однако, по оценке военного ведомства, поставщик нарушил свои обязательства. Как подсчитал истец, всего в срок было поставлено товара в общей сложности на 181,5 млн рублей.
Расчёт неустойки проводился с учетом требований постановления правительства РФ № 1063 (ноябрь 2013 года) и отталкивался от цены каждого контракта.
Арифметическая погрешность
Однако арбитраж при проверке расчётов Минобороны обнаружил немало ошибок, в том числе арифметических. Неправильно определены сроки поставки, поэтому ошибочно начислена неустойка на товар, поставленный вовремя.
Начислена неустойка на несуществующие партии (были неправильно перенесены данные из актов приёма–передачи в сам расчёт неустойки). Минобороны ссылается на 1094 просроченные поставки, в то время как документально подтверждено только 459 из них.
Кроме того, суд указал на ошибочность методологии военных: в частности, расчёт неустойки должен вестись не от стоимости контракта, а от стоимости партии товара, поставленной с несоблюдением сроков. Эта практика была закреплена на уровне Высшего арбитражного суда и поддержана Верховным судом РФ.
При этом Арбитражный суд Москвы применил ст. 333 ГК РФ (снижение неустойки), ст. 404 ГК РФ (вина кредитора), несмотря на возражения Минобороны.
Дело в том, что, согласно материалам дела, Минпромторг поздно согласовал иностранных поставщиков "БТК групп". Заключение было дано через 3 месяца после подписания контракта. Минобороны пропустило сроки согласования образцов товара (затягивание в общей сложности составляло до полугода).
Грубейшие ошибки
В начале сентября Арбитражный суд Москвы вынес своё решение, удовлетворив иск военных частично. С учётом всех обстоятельств дела размер неустойки в 127 млн рублей был снижен до 2,6 млн.
"Даже мощный прогосударственный подход бессилен перед математикой. Арифметические ошибки объективны. Недостатки расчёта невозможно исправить правовой аргументацией. Судом установлены грубейшие нарушения в расчёте. Необоснованное завышение суммы взыскания более чем в 6 раз не является стандартной практикой и не может восприниматься судом как привычное дело", — так прокомментировал решение Арбитражного суда Москвы Александр Соловьев, адвокат коллегии адвокатов "Юков и партнеры". По его оценке, позиция истца в этой ситуации выглядит скорее как попытка ввести суд в заблуждение и безосновательно взыскать несуществующий долг. "Неразумно заявлять требования, очевидно противоречащие фактам и сложившейся судебной практике. Подобные огрехи формируют внутреннее убеждение суда и могут негативно повлиять на восприятие требований истца, вне зависимости от того, выступает таковым министерство обороны или ООО “Ромашка”", — резюмирует адвокат.
"ДП" отправил запросы в "БТК групп" и министерство обороны РФ. На момент сдачи материала ответ от них получен не был.
Швейно–санкционный контракт
Отметим, что, по данным информационной системы СПАРК, госконтракты с Минобороны петербургские швейники начали заключать с 2008 года (на 138,4 млн рублей), последние же датируются 2017 годом (на 5,4 млн рублей). Вполне возможно, что в последующие годы стороны также заключали контракты, но теперь данные о них не вносятся в открытые источники. Объяснение этому может крыться в санкциях, которые в отношении российских компаний принимаются иностранными государствами. И "БТК групп" из–за своей работы на оборонный сектор уже столкнулась с ограничениями (см. "ДП" №131 от 12.09.2019).
Осенью прошлого года Арбитражный суд Москвы уменьшил неустойку, которую взыскивало Минобороны с компании Таймураза Боллоева, с 864,4 млн рублей до 3,7 млн. Исполнить свои обязательства подрядчику помешали санкции. Немецкая компания A. Monforts Textilmaschinen GmbH & Co. KG поставила петербургским швейникам оборудование, но пусконаладочные работы не были проведены. Федеральное ведомство экономики и экспортного контроля Германии (BAFA) отказало в этом "БТК групп".
Причина в том, что, по мнению BAFA, "оборудование для отделки текстиля с объективной точки зрения имеет техническую возможность для применения в сфере обычных вооружений". При этом BAFA сослалось на решение Совета ЕС, наложившего эмбарго на поставку военной техники в Россию в 2014 году.
И Германия не могла допустить оказания услуг, которые могут способствовать укреплению военной мощи России.