Ускользающая красота: бьюти-индустрию Петербурга подкосил кадровый кризис

Автор фото: Сергей Ермохин

В бьюти–индустрии кадровый кризис. На радость многим клиентам, которым за время пандемии понравилось стричься и делать маникюр дома, бывшие сотрудники салонов красоты ушли от работодателей и перепрофилировались в самозанятых.

По словам экспертов, количество самозанятых, оказывающих услуги на дому, за время карантина возросло в 10 раз.
"Теневой сегмент увеличился", — говорит Юрий Сопряков, владелец мастерской "Тициан". В итоге выросла конкуренция, и пришлось снижать цены. После карантина прайс уже снизился на 10–20%.
Убытки салона красоты Art Pro Beauty за месяц простоя вместе с дополнительными вложениями достигли 3 млн рублей. В 2019 году выручка составила 15 млн рублей, а в этом году показатель может сократиться в 10 раз.
"Рынок индустрии красоты закрылся и ушёл в подполье. Все превосходно адаптировались и начали работать на дому. Кроме визажа — этот вид услуг вообще почти умер. В нашем сегменте спрос снизился в 4 раза", — рассказывает Сергей Вилкас, руководитель салона Art Pro Beauty. Чтобы выправить показатели, нужно вкладывать средства в рекламу и снижать цены, которые и так упали на 10–30%.

Свободное плавание

В каждом третьем салоне после снятия ограничений недосчитались половины сотрудников. Многие ушли на вольные хлеба, поскольку частной практикой можно заработать больше. Зарплата лешмейкера, бровиста или маникюриста в салоне — от 40 тыс. до 100 тыс. рублей в месяц (в зависимости от квалификации). Средняя стоимость наращивания ресниц в Петербурге — 2 тыс. рублей, оформления бровей — 1,5 тыс. рублей, маникюра — 1,5–2 тыс. рублей. В салоне 30–50% выручки уходит руководству (с этих средств платится аренда, приобретаются расходные материалы и т. д.), при частной практике мастер 80% забирает себе.
"Рынок становится чёрным. Интересен тот факт, что не все самозанятые при этом снижают цены. Если посмотреть, стоимость их услуг такая же, как и в салонах", — говорит Анастасия Перминова, управляющая Camera Obscura.
Из–за ухода мастеров во фриланс на рынке случился кадровый кризис. "Сейчас идёт борьба за руки. У нас, например, за время карантина ушли несколько мастеров и два администратора. Из–за этого второй салон мы открыли только спустя 2 недели после снятия ограничений — невыгодно при таком состоянии команды", — делится Кирилл Сарычев, арт–директор проекта HairFucker Studio. За 2,5 месяца убытки по двум этим салонам составили около 800 тыс. рублей.

Спрос не вырос

Предприниматели рассчитывали, что с окончанием периода самоизоляции рынок восстановится. И в самом деле с середины июня по июль наблюдался повышенный спрос. Но затем показатели снизились на 30%. "Клиентов переманивают со всех сторон, а привлечение новых становится более трудоёмким и затратным процессом, — говорит Сарычев. — Все в ожидании второй волны пандемии. Даже если не будет карантина, люди начнут осенью болеть сезонными ОРВИ и гриппом, что снизит трафик". Причём если раньше при слабых признаках заболевания люди продолжали посещать салоны, то теперь предпочтут остаться дома. Уже сейчас студии красоты фиксируют значительное число отменённых записей.
"Никакого глобального отложенного спроса не случилось. Да, первые 2 недели мы работали со 100%–ной загрузкой, но потом количество клиентов снизилось. Часть из них до сих пор живёт за городом. Очень ждём, когда они вернутся", — рассказывает Полина Слепченко, директор и совладелец салонов "Планета красоты". Убытки сети по четырём точкам уже составили 4,5 млн рублей.
Пандемия изменила потребительские привычки, это отразилось и на бьюти–индустрии. Теперь клиентов сложнее привлечь в салон, все стараются более рационально подходить к тратам. Однако в среднем сегменте поток новых клиентов увеличился. По словам предпринимателя Ивана Кензо, владельца студии красоты Zabava Beauty, это может быть связано с тем, что в целях экономии посетители салонов премиум–класса переходят в более доступные.
"Люди стали меньше тратить на себя, очень тщательно выбирают заведения и услуги, более экономно относятся к тратам, не позволяя себе лишнего. Весь рынок, по нашим прогнозам, просядет процентов на тридцать, и это станет новой реальностью бьюти–бизнеса", — считает Иван Кензо.

Падения, убытки и неопределённость

Под брендом Beauty Today работает пять студий. В совокупности их годовой оборот до кризиса составлял 45 млн рублей. В этом году выручка снизится на треть. Убыток за II квартал достиг 1,5 млн рублей (без учёта трат на аренду, поскольку владельцы помещений предоставили скидки). "Во время карантина мы воспользовались простоем, чтобы расширить одну студию и сделать ремонт в другой", — рассказывает Ольга Райчук, владелица сети.
Не лучше ситуация у студии "PROпорция". После 5 лет работы она вышла на оборот 16 млн рублей. Но за время самоизоляции убытки составили 2 млн рублей. "Несмотря на то что после карантина наблюдался повышенный спрос, мы не смогли выйти в плюс. Более того, мы не можем спрогнозировать поведение аудитории осенью и зимой", — говорит Мила Пажитнова, основательница студии.
Примерно такие же настроения и у других игроков рынка. Оборот салона красоты FORMA в 2019 году составил около 15 млн рублей. В этом году будет как минимум на 2 млн меньше. "После карантина самым слабым звеном оказались наши поставщики. До сих пор на складе может не оказаться нужных позиций, приходится выкручиваться", — рассказывает Екатерина Кульпанова, директор салона. Дополнительные вложения в рекламу обошлись компании в 500 тыс. рублей.
Выручка сети студий маникюра "Зефирка" в прошлом году достигла 60 млн рублей оборота. В 2020–м планируется снижение на 10–15%. Уже решено перенести на будущий год открытие еще трёх–четырёх новых студий. "Сейчас основная проблема — неопределённость. Мы не понимаем, что будет дальше. Многие прогнозируют вторую волну коронавируса и закрытие предприятий сферы услуг по весеннему сценарию", — рассуждает Сергей Вайленко, основатель и генеральный директор сети.

Ротация

Многие сетевые салоны закрыли свои отделения, оставив несколько прибыльных точек. Однако на этом фоне открываются и новые заведения, что усиливает и без того высокую конкуренцию. Только в августе открылись сразу три салона красоты: inSIX, Vmesto studio и BURO.beauty. Летом заработали центр красоты Home Beauty, студия OZ8 Beauty studio, салон Sisters. Средняя сумма инвестиций в открытие заведения, по словам экспертов, начинается с 3 млн рублей.
"Желающих открыть такой бизнес много. Каждый день появляются новые заведения — одно ярче другого. Но примерно столько же салонов с немаленькими вложениями ежедневно и закрывается", — делится Яна Юнг.
Эксперты прогнозируют полное изменение рынка в ближайшие 1,5 года. "К началу пандемии он и так был насыщен, поэтому открытие каждого нового предприятия сопровождалось определёнными сложностями. Сейчас добавилась проблема с платёжеспособностью клиентов", — отмечает Полина Слепченко. Впрочем, и количество игроков сократится. "Предприятия со слабой концепцией, нечёткой идеей прекратят своё существование, и ситуация на рынке стабилизируется", — говорит она.