Запрос общества на использование экологических продуктов быстро подхватили маркетологи. "ДП" нашёл в Петербурге предпринимателей, чей бизнес поддерживает идеи минимального воздействия на окружающую среду, и узнал, насколько он перспективен.
Всеволод Василькиоти — таксист, но вместо пассажиров он возит бытовые отходы. В 2018 году петербуржец переехал в другой район города и заметил, что рядом с домом нет пунктов приёма раздельного мусора. Рассортированные отходы приходилось возить по всему городу в разные точки сдачи и тратить на это много времени. Василькиоти предположил, что его соседей тоже могла беспокоить подобная проблема. Было бы здорово, чтобы кто–то забрал рассортированный мусор и правильно его утилизировал, решил он. Всеволод уволился с постоянной работы и сам сел за руль, создав сервис "Экотакси.спб".
"Главное моё вложение — время", — рассказывает предприниматель. Сейчас у сервиса около 500 заказов в месяц, за один визит и вывоз из квартиры трёх больших многоразовых сумок "Экотакси.спб" берёт 400 рублей. Сервис работает по расписанию, на каждый район города отводится определённый день недели, больше всего заказов из Центрального района. По мнению Всеволода, многие из его заказчиков сортируют мусор, понимая, что это поможет сократить негативное воздействие на окружающую среду. Впрочем, есть и те, кто руководствуется модой. "Сейчас во многих офисах собирают вторсырьё. Особенно когда приезжает западное начальство. Это показательно. Это имидж", — считает Василькиоти.
Безотходный магазин
В Европе zero–waste магазины, такие, где все продукты продаются без упаковки, а покупатель приходит со своей тарой, стали открываться ещё в начале нулевых. Недавно этот тренд дошёл до России.
Супруги Елена и Дмитрий Артамоновы основали семейный бизнес — ZEERO. Они начали с интернет–магазина, где продавали заменители коктейльных пластиковых трубочек — из стекла, стали и бамбука. Торговля шла хорошо, в первую очередь благодаря сотрудничеству с отелями, кафе и ресторанами. Тогда пара решила расширить ассортимент. Теперь в ZEERO продается всё — от стирального порошка до книг по экологичному образу жизни.
В запуск проекта пара вложила 0,5 млн рублей. За 3 года проект расширился, теперь Артамоновы не только продают товары, они открыли производство многоразовой упаковки, наладили сотрудничество с другими бизнесами. Оборот компании достиг 2 млн рублей в месяц.
Как считают предприниматели, тренд на экологичный образ жизни не может не радовать. Впрочем, некоторые производители уже паразитируют на нём. "Многие предлагают псевдорешения — гринвошинг — и используют их для увеличения продаж", — рассказывают Елена и Дмитрий. Гринвошинг — это торговля товарами с приставками "био" и "эко", которые на самом деле не являются экологически чистыми.
Больше одного раза
Одна из самых узнаваемых фишек экоактивистов — шопперы, экомешочки и многоразовые бахилы. Все подобные одноразовые изделия сделаны из полиэтилена, который разлагается несколько десятилетий. В итоге многие стали делать те же вещи из ткани, пошив экосумок для кого–то превратился в бизнес. В числе таковых Лиза Андреева, Дина Абраменко и Наташа Набокова, авторы проекта "Артель Канитель". Девушки шьют вещи из ткани, которые можно использовать вместо одноразовых. "Становиться экологичнее нужно постепенно и без насилия над собой. Сначала перестаёшь брать пакет на кассе и покупаешь кофе в свой термос, потом начинаешь сдавать макулатуру и покупать продукты в магазинах без упаковки", — рассказывают создательницы.
На запуск проекта в 2016 году девушки потратили 2 тыс. рублей — купили краски и нитки. Ненужную ткань им отдали знакомые, а швейные машины уже были в наличии. Вдохновение черпали, изучая работы швейного кооператива "Швемы".
Как рассказывают основательницы, их выручка непостоянна. В предновогодний сезон подарков она достигает 70 тыс. рублей, а в обычные месяцы — 15 тыс. Цены на товары варьируются от 100 до 600 рублей. Сейчас "Артель Канитель" ушла на перерыв, девушки запустили подкаст "Перерыв в работе" и думают, как развиваться дальше. "Балансировать между попытками монетизировать хобби и созданием социально значимого проекта, для которого важна экология, оказалось довольно сложно", — говорят они.
Зелёный маникюр
В 2015 году Кристина Луцкая задумала открыть салон красоты, который использовал бы только органические средства. Идея материализовалась в "Студию Зелёную".
5 лет назад, как рассказывает Кристина, "зелёный бизнес" не был так распространён и её салон был первым, где предлагался экоманикюр и эковыпрямление. Правила работы приходилось копировать у зарубежных коллег, которые запустили экосалоны намного раньше, чем россияне.
"В Европе есть понятие “экосалон”, со своими стандартами, прописанными в документе Being Ecocert. Изучив его, мы начали пробовать применять их подходы в нашей практике", — отметила Кристина Луценко. В запуск салона Кристина вместе с подругой суммарно вложили 1 млн рублей. В целях экономии девушки сами делали ремонт, создали сайт в бесплатном конструкторе, а на рекламу тратили минимальное количество денег. Месячный оборот салона достигал 700 тыс. рублей, сейчас работу заведения пытаются восстановить после долгого простоя, вызванного пандемией коронавируса. Средний чек — 5 тыс. рублей.
В тренде на экологичность Луцкая видит только благо, надеясь, что таким образом больше людей станут осознаннее относиться к себе и природе. По её мнению, Петербург экоориентированный город. Именно здесь был придуман один из самых крупных экобрендов Levrana, появился инстаграмный Laboratorium, открылся проект декоративной косметики "Самосвет".
В городе насчитывается около десяти zero–waste магазинов, например "Крупа" и B12 ZERO WASTE, работают бренды, продающие изделия из переработанных материалов: сумки "Манифест", посуда "Зайка–Мозаика" и другие.
"Внимание к экологии — это следствие реально существующей проблемы — чрезмерного загрязнения воздуха, воды, почвы. С начала 1990–х идеи минимизации воздействия на окружающую среду постепенно популяризовались — сперва в Европе и США, после — у нас. Теперь уделять внимание этой проблеме стало даже модно", — считает эколог ИФЭБ РАН и создатель экологической просветительской игры Ecologic Марат Сабиров. По его мнению, тема бизнеса, продвигающего идеи экологии, перспективна и будет такой ещё несколько лет. У общества есть запрос и желание покупать такие товары.
Главный враг экологического тренда вовсе не гринвошинг, считает эксперт. Куда сложнее убедить людей платить более высокую цену за привычные товары и услуги, которые будут произведены с учётом экологических требований. Хотя многие люди готовы платить больше, правильное изготовление, утилизация, попытки выйти на один уровень доходности с "незелёными" бизнесами серьёзно увеличивают стоимость такой продукции. И это серьёзный ограничитель для развития бизнеса, основанного на внимании к экологии.
Впрочем, Марат Сабиров верит в перспективы экобизнеса и снижение себестоимости экологически чистой продукции. Товары в этой категории перейдут с полок небольших магазинов в крупные сети и станут привычными, как когда–то такими стали энергосберегающие лампочки, считает он.