На вопросы "ДП" ответил вице–губернатор Петербурга, курирующий деятельность комитета по здравоохранению.
Каковы в Петербурге основные принципы обеспечения групп пациентов лекарствами через аптечную сеть? И как выглядит динамика средств, выделяемых на эти цели из городского бюджета?
— Льготное лекарственное обеспечение петербуржцев находится в зоне приоритетного внимания правительства Петербурга. Всего в городе проживает более 150 тысяч федеральных льготников и около полумиллиона — региональных. В этом году из городского бюджета на лекарства льготникам выделено 11,1 млрд рублей, в прошлом году сумма составляла 8,1 млрд рублей. Из средств федерального бюджета на эти цели направили 2,2 млрд рублей.
Хочу отметить, что перечень льготных лекарств устанавливает правительство РФ, этот список постоянно обновляется, вводятся новые и современные медикаменты. Для пациентов доступны более 900 видов лекарств. В этом году перечень расширен на 50 препаратов, в том числе за счёт лекарственных препаратов из группы для лечения рассеянного склероза.
Взаимоотношения с поставщиками и аптечными организациями осуществляются в рамках заключённых контрактов в соответствии с 44–ФЗ.
На начало сентября комитетом по здравоохранению закуплено 56 международных непатентованных наименований лекарственных препаратов на сумму более 2 003,3 млн рублей для обеспечения в амбулаторных условиях пациентов с сердечно–сосудистыми, онкологическими и онкогематологическими заболеваниями. В рамках федерального финансирования в Санкт–Петербург поставлено шесть наименований лекарственных препаратов на сумму 874,9 млн рублей для лечения пациентов, страдающих злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей. По указанным категориям препаратов оформлены рецепты для более чем 17 тысяч пациентов.
Всего с начала 2020 года на данные категории препаратов оформлено более 46 тысяч рецептов на сумму 2 823,9 млн рублей, в аптеки предъявлены около 46 тысяч рецептов.
В аптечной сети в настоящее время препараты имеются в достаточном количестве.
Хочу отметить, что с 1 октября жители Санкт–Петербурга, которые пользуются федеральными льготами, должны определиться с выбором социальных услуг и формой их получения. Набор социальных услуг горожане с инвалидностью и ветераны могут получить либо деньгами, либо натуральными льготами.
После последней индексации монетизированная величина социальных услуг обеспечения лекарственными средствами составляет 889 рублей 66 копеек.
На сегодняшний день 73% горожан–льготников отказались от лекарственного обеспечения и получают льготы в денежном эквиваленте.
Подать заявление на социальную помощь или отказ от нее можно в любое управление ПФР через МФЦ, через личный кабинет на сайте ПФР, через портал Госуслуг и почтовым отправлением с нотариально заверенной подписью заявителя.
На наш взгляд, более правильно сохранять за собой лекарственное обеспечение взамен монетизации льготы. Предположим, что пациент заболеет в течение года и не вернул себе право получать лекарства, а стоимость этих лекарственных препаратов очень значительная. Например, при онкологии их стоимость может доходить до нескольких сотен тысяч рублей, а компенсация — не более 800 рублей.
Как власть оценивает уровень обеспеченности медучреждениями новых микрорайонов Петербурга? Какие меры принимаете по улучшению очевидно непростой ситуации — в том числе с учётом возможностей бизнеса через использование механизма ГЧП?
— Первостепенное место в уже реализуемой программе развития городского здравоохранения отведено обеспечению доступности квалифицированной и высокотехнологичной врачебной помощи для каждого жителя.
Несмотря на коррективы, внесённые пандемией коронавируса, ведётся работа по открытию офисов врачей общей практики. Они помогают организовать медицинскую помощь в тех кварталах, где пока не хватает поликлиник.
На 1 июля введены в эксплуатацию 14 объектов здравоохранения, в том числе 6 центров (отделений) общеврачебной практики в Красногвардейском, Курортном, Приморском, Красносельском и Фрунзенском районах, 1 кабинет врача–педиатра участкового в Красногвардейском районе, 1 кабинет врача общей практики в Московском районе, 1 детское поликлиническое отделение в Выборгском районе и 3 женские консультации — в Красногвардейском, Красносельском и Приморском районах.
Механизм государственно–частного партнерства используется в повышении уровня медицинской обеспеченности новых микрорайонов. Так, между Санкт–Петербургом и ООО "СК "Дальпитерстрой" в 2017 году заключено соглашение о проектировании, строительстве и последующей передаче в собственность города встроенно–пристроенных помещений в многоквартирном доме, предназначенных для размещения поликлиники для взрослых и женской консультации на 650 посещений в смену в поселке Шушары. Срок ввода объекта в эксплуатацию в соответствии с дополнительным соглашением — декабрь 2020 года. По информации ООО "СК "Дальпитерстрой", срок завершения строительно–монтажных работ — IV квартал 2021 года.
Какие меры принимаются в Петербурге по снижению смертности от сердечно–сосудистых и онкологических заболеваний?
— Вы правы в том, что в структуре смертности по–прежнему преобладают именно болезни системы кровообращения (54%) и новообразования (18,9%). Мы должны снизить смертность трудоспособного населения от этих двух основных причин.
В августе этого года прошло заседание постоянно действующей Межведомственной комиссии по реализации мер, направленных на снижение смертности. Перед городской системой здравоохранения стоят две первостепенные задачи — недопущение ухудшения эпидемической ситуации в преддверии сезонного подъёма заболеваемости в осенне–зимний период и сохранение темпов реализации национальных проектов "Здравоохранение" и "Демография" в новых условиях.
Стоит отметить, что общие показатели смертности в Петербурге по основным классам причин возросли на 14%. При этом фиксируемый рост не превышает уровень крупных мегаполисов.
Особое внимание нужно уделить улучшению доступности, качества и комфортности первичной медико–санитарной помощи. До конца года все городские поликлиники перейдут на "бережливый" стандарт работы.
Работа медицинских организаций будет направлена на профилактику и раннее выявление сердечно–сосудистых и онкологических заболеваний.
Принято решение проработать вопрос создания единого центра координации проведения скрининговых исследований и маршрутизации онкобольных в городе.
Любые программы скрининга успешны только при условии их централизации, когда выполнением этой методики занимается не каждая медицинская организация на свое усмотрение, а в рамках постоянного мониторинга. Это одно из тех направлений, которое должно быть реализовано.
Материал подготовлен в рамках
Рейтинга аптечных сетей — 2020