В то время как ограничительные меры, введённые для борьбы с распространением коронавируса, постепенно сходят на нет, бизнес начинает оживать. И несмотря на то, что льготное кредитование по субсидируемой ставке 2% всё ещё остаётся в топе запросов у предпринимателей, растёт интерес и к новым банковским продуктам. О самых востребованных из них, а также о том, какие тенденции будут актуальны на рынке в ближайшее время, "ДП" рассказала директор департамента массового бизнеса Санкт-Петербургского филиала ПСБ Екатерина Казакова.
Малые и средние предприятия в первую очередь ощутили на себе влияние пандемии коронавируса. Поэтому большая часть мер поддержки, разработанных в том числе банками, была рассчитана именно на их оздоровление, а также на помощь некоммерческим организациям.
"Помимо активного участия в программе льготного кредитования, ПСБ по собственной инициативе выделил 15 млн рублей на безвозмездные гранты 204 предприятиям малого бизнеса по всей России, которые получили от 50 тыс. до 250 тыс. рублей каждый на перезапуск своей деятельности", — привела пример Екатерина Казакова.
Большинство программ разрабатывались в оперативном режиме и запускались, что называется, "с колёс". Но главное — банкам и предприятиям приходилось взаимодействовать в условиях ограниченной мобильности. Поэтому в период ограничений наиболее ярко раскрылась тенденция на общую цифровизацию банковских процессов, которая проявилась уже достаточно давно, так как была обусловлена изменением культуры потребления во всех сферах жизни.
Отвечая на запросы времени, банки создают целые экосистемы, в том числе включающие такие вспомогательные сервисы, как регистрация бизнеса, дистанционная отправка документов в налоговую, получение электронных документов из налоговой о регистрации, дистанционное открытие счёта, ведение бухгалтерии, проверка контрагентов и пр. Предприниматели, даже те, которые начинают свой бизнес и ещё не зарегистрировали ИП или ООО, бесплатно и без посещения отделения банка, МФЦ или налоговой могут встретиться с выездным менеджером и получить полный спектр услуг, необходимых для создания и сопровождения бизнеса.
Значительно оптимизируют процессы всевозможные мобильные сервисы, без которых в наши дни не представить работу ни одной организации, и особенно банка. Клиенты привыкли к функциональному дизайну в современных цифровых приложениях и ждут того же от мобильных банков для бизнеса.
"По данным рейтинга Business Mobile Banking Rank 2020 консалтингового агентства Markswebb, мобильный банк ПСБ занимает седьмое место, — подчеркнула Екатерина Казакова. — Помимо привычных платёжных операций, в приложении можно подать заявку на оформление зарплатного проекта, заказать выпуск корпоративной карты, необходимые справки, вести онлайн-бухгалтерию для ИП на упрощённой системе налогообложения".
Директор департамента массового бизнеса Санкт-Петербургского филиала ПСБ Екатерина Казакова
Эксперт также отметила, что в ПСБ активно продолжают развиваться и сервисы интернет-банка. Благодаря новому сервису "Моя бухгалтерия 1С", разработанному совместно с фирмой "1С:БизнесСтарт", клиенты могут автоматически рассчитывать налоги и взносы, оплачивать их прямо из интернет-банка "Мой бизнес", получать уведомления о приближающихся налоговых событиях, автоматически формировать отчётность, взаимодействовать со счетами в других банках.
По сути, с телефона сегодня можно осуществлять любые банковские операции. Например, начинающие предприниматели, которые хотят сэкономить на оборудовании для эквайринга, теперь могут превратить свой смартфон в терминал для приёма бесконтактных платежей. По словам Екатерины Казаковой, для этого нужен смартфон с NFC-модулем и специализированное приложение, которое настроено и подключено к процессингу ПСБ. Так клиенты смогут принимать бесконтактные платежи Apple Pay, Samsung Pay, Google Pay, а также банковских карт с возможностью бесконтактной оплаты. При этом никакая информация о платежах не хранится на смартфоне клиента и передача данных соответствует стандарту безопасности PCI DSS.
Помимо новых продуктов, банки продолжают поддерживать своих клиентов, совершенствуя систему лояльности и помогая посредством своих сервисов экономить время клиентов, делая их работу максимально эффективной. Одна из обязательных услуг в любом банке — обслуживание корпоративной карты. Например, как отметила Екатерина Казакова, в ПСБ по ней можно осуществлять операции по снятию и взносу наличных без посещения отделения банка, в том числе в нерабочие часы и выходные дни. Это не только существенно снижает временные затраты и трудозатраты клиента, но и сохраняет денежные средства, так как комиссия за снятие по корпоративной карте ниже, чем в кассе, а комиссия за взнос наличных в банкоматах ПСБ отсутствует вовсе.
Инновационные цифровые разработки, программы лояльности и изучение клиентского спроса — лишь малая часть того, на чём сейчас, по мнению Екатерины Казаковой, делают акцент крупные игроки банковского сектора. Последние годы показали, что банки научились работать дистанционно, поэтому пандемия не стала для них серьёзным испытанием, а лишь открыла дополнительные возможности.