Один из самых крупных городских налогоплательщиков "ВМ–Транс" уходит с рынка.
Компания "ВМ–Транс", специализирующаяся на железнодорожных грузоперевозках угольной и металлургической продукции, объявила о ликвидации с 3 сентября, следует из данных "Контур.Фокус". Это одна из самых успешных с финансовой точки зрения компаний в Петербурге: её выручка в 2019 году составила 17,4 млрд рублей, а чистая прибыль — 18,3 млрд.
Связаться с ООО "ВМ–Транс" и её бенефициарами "ДП" не удалось. Судя по сайту компании (сейчас ресурс не работает, но сохранилась версия на сервисе web.archive.org), парк вагонов "ВМ–Транс" по состоянию на 2018 год составлял 9 тыс. единиц подвижного состава (в основном полувагонов), а в 2019 году компания планировала увеличить количество вагонов в управлении до 16 тыс., в том числе за счёт приобретения платформ для перевозки леса и колёсной техники, фитинговых платформ.
"С начала 2016 года ООО “ВМ–Транс” активно наращивает парк путём приобретения вагонов с улучшенными техническими характеристиками", — говорилось на сайте компании.
На тот момент компания принадлежала ООО "Транспорт–Инвест", которое объединилось с "Промышленными активами" петербургского миллиардера Андрея Лебедева (№ 162 в Рейтинге миллиардеров "ДП").
В конце прошлого года "Промышленные активы" повторили этот путь и слились с "ВМ–Транс", а затем компания перешла под контроль кипрского ICT Holding Ltd другого миллиардера (№ 7 в РМ "ДП") — Александра Несиса. По словам собеседников "ДП", эта сделка должна была стать промежуточной. "ВМ–Транс" также планировалось реорганизовать и присоединить к "Первой тяжеловесной компании" (ПТК), которая могла перейти под контроль Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК).
Антимонопольная воля
В процесс вмешалась ФАС, которая запретила возможную покупку ПТК лизинговой компанией. Антимонопольное ведомство выступало против сделки, которая могла привести к усилению присутствия государства и госструктур в рыночных сегментах экономики. Такую позицию занял глава ФАС Игорь Артемьев, который назвал неверным "продолжение практики приобретения государственными институтами развития большого количества вагонов на вторичном рынке". Такие сделки, по его словам, не развивают отрасль: вагонов не добавляют, а от решения задач по обновлению парка вагонов и ликвидации их дефицита на рынке отвлекают.
Кроме того, Артемьев просил при оценке сделок в тяжеловесном сегменте "учитывать проводимую работу по выравниванию условий конкуренции и отказу от преференций, в том числе тарифных". При их отмене сделки ГТЛК не должны приводить к "национализации убытков", говорилось в письме Игоря Артемьева главе МинтрансаЕвгению Дитриху.
Выгодная ликвидация
В итоге сделка была сорвана, после чего парк "ВМ–Транс" был существенно сокращён, а вагоны переданы в лизинг "Модум–Транс", подконтрольному на тот момент Артёму Чайке. В марте 2020 года 25%–ную долю "Модум–Транс" выкупил акционер "Трансмашхолдинга" и УК "Кузбассразрезуголь" Андрей Бокарев.
Покупка "ВМ–Транс" и последующая ликвидация компании группой ИСТ может быть связана с переделом рынка и перераспределением активов на нём, считает юрист корпоративной практики "Пепеляев групп" в Санкт–Петербурге Елена Рыбальченко. Такое поведение бенефициара может быть вызвано как давлением со стороны других крупных участников рынка, так и конкуренцией.
"После добровольного прекращения деятельности компаний оставшееся имущество, как правило, переходит к их собственникам. Поэтому в данном случае владельцам бизнеса могло быть выгодно ликвидировать юрлицо. Правда, так как в рамках этой процедуры надо уведомлять кредиторов, иногда выясняется, что имущества компании недостаточно для выплаты долгов. В таких случаях добровольная ликвидация превращается в банкротство", — поясняет юрист.
На рынке происходит консолидация железнодорожных операторов, говорит глава "Infoline–Аналитики" Михаил Бурмистров.
"Более сильные игроки, обладающие административными и финансовыми ресурсами, поглотили более мелких. Можно сказать, что Александр Несис и его партнёры не выдержали борьбы с более агрессивными конкурентами", — говорит он.
При этом рынок железнодорожных грузоперевозок уже поделён, продажа оставшихся операторских активов не будет иметь большого значения, добавляет ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов.
"Компания “ВМ–Транс” входила в состав группы ИСТ, так что, скорее всего, её ликвидация является завершением процесса выхода группы из данного бизнеса, его юридическим оформлением. Также не исключено, что это могут делать для разделения активов в группе, погашения задолженностей, если они есть, для подготовки к продаже оставшихся активов в операторском бизнесе", — заключает эксперт.
Одним из основных активов Александра Несиса остаётся АО "Полиметалл", базирующееся в Петербурге. Организация специализируется на добыче драгметаллов, а эта сфера находится на пике — золото и серебро растут в цене.