Перед бурей
"Стагнационный рост" — так характеризовали ситуацию по итогам года экономисты.
Промышленность Северо–Запада в 2019 году выросла на 3,1%, да и то за счёт Петербурга и области, где рост превысил 4,5%. Предприятия в Карелии и Архангельске увидели даже небольшой спад. Против производителей одновременно играли сразу несколько факторов.
Бедность тянет вниз
Фактор номер один — стагнация доходов населения, что сказалось на работе промышленников, ориентированных на потребительский спрос. Это прежде всего автопром (18,2% общей отгрузки обрабатывающих производств в СПб и 45% — в Калининграде), который в целом по России столкнулся с падением продаж на 2,3%.
Неслучайно завод "Ниссан" оказался на последней строчке рейтинга "ДП" — его выручка упала на 10%, убытки только растут, а долговая нагрузка остаётся высокой. Чуть лучше ситуация у других автопроизводителей. Калининградский "Автотор" всё же смог увеличить консолидированную выручку на 12%, а петербургский завод Hyundai нарастил выпуск на 7%. Корейцы, кстати, имеют хорошие шансы через пару лет вернуться в топ рейтинга, если смогут "переварить" приобретённые в кризис активы GM. Но это позже, сейчас они среди отстающих.
Вероятно, всё те же причины тянули вниз и петербургских производителей бытовой техники ("БСХ бытовые приборы" потеряли 3%). А исключением стали пищевка, табак и напитки — то есть всё то, что мы в принципе научились производить в России и от чего потребителю сложно отказаться в любой экономической ситуации, даже если из дома не выйти из–за пандемии.
Предприятия–зомби
Но и государство — не слишком хороший партнёр. По оценкам профессора СПбГЭУ Елены Ткаченко, в Петербурге в той или иной степени ориентированы на государственный заказ до 85% предприятий. Но условия, по которым приходится работать, часто оставляют их на грани жизни и смерти: "Существует статья 10 в 275–ФЗ ("методы госрегулирования цен на продукцию по гособоронзаказу". — Ред.), которая устанавливает норматив рентабельности, и в результате получается, что головной производитель имеет на выходе 2–3% рентабельности на государственный оборонный заказ. В наших условиях головной производитель — это холдинг. Он несёт ответственность: все инвестиции на нём, все кредиты на нём, но вся рентабельность — не у него. Большинство компаний, которые оказались в такой ловушке, не то что не способны рассчитаться по кредитам, они не способны даже проценты выплачивать, вынуждены перезакладывать имущество, и их спасает только то, что периодически вводится мораторий на банкротство стратегических предприятий".
Хотя в марте 2020 года стало известно, что "живущим впроголодь" предприятиям ОПК РФ будут списаны долги на сумму свыше 750 млрд рублей, меры этой не хватило надолго. Сейчас накопление долгов пошло по новой и будет продолжаться, пока государство не изменит правила игры, указывает эксперт.
Это видно и по цифрам отчётности. Хотя в 2019 году судостроение Петербурга оказалось ключевым бенефициаром госзаказа, кластер не чувствует себя уверенно. Так, Балтийский завод хоть и выиграл контракт на 100 млрд рублей, увеличил чистый убыток более чем в 6 раз (до 6,4 млрд рублей), Северная верфь — убыток в 6 раз сократила (до 534 млн рублей), и только Адмиралтейские верфи смогли получить прибыль (1,8 млрд рублей).
Санкции всё заметнее
При этом санкции на предприятия ОПК меньше влиять не стали. Сколько бы ни повторяли чиновники слово "импортозамещение", в реальности быстро найти аналоги импортным комплектующим сложно — а особенно в тех случаях, когда речь заходит о модернизации предприятия.
"У нас сейчас из–за санкций запчасти и какую–то инноватику через даркнет покупают и нелегально везут в страну, — рассказывает Елена Ткаченко. — Вот как ты потом будешь отчитываться об этих расходах? Мы изначально должны понимать, что инновации — это рискованное дело, что мы до победного конца 100% проектов не доведём точно и часть денег инвестор точно потеряет. Но в госсекторе работает другая логика: получил деньги — будь любезен отработать".
Это не значит, что всё безнадёжно. Весьма интересен опыт "Силовых машин", которые из–за санкций потеряли большой заказ для АЭС во Вьетнаме. В 2018 году компания продемонстрировала убыток 63,4 млрд рублей, за 2019 год удалось сократить его до 21,75 млрд рублей. В декабре 2019–го "Силовые машины" выиграли конкурс Минпромторга РФ и теперь получат 7 млрд рублей на НИОКР для разработки газовых турбин большой мощности. Важно, что за предприятием стоит достаточно успешный менеджер и миллиардер Алексей Мордашов, и сектор это всё–таки частный. Если проект состоится, он может стать образцом и источником весьма интересного опыта для российской промышленности. Но ждать придётся минимум до 2024 года.
Закат мировой кооперации
Наконец, есть и глобальный фактор, сдерживающий рост крупнейших экспортеров СЗФО, — это заметное торможение мировой торговли после кризиса 2008 года.
"Первое десятилетие XXI века радикально отличается от второго, — рассказывает Анна Федюнина, директор аналитического центра НИУ ВШЭ СПб. — В первом десятилетии на фоне высоких темпов роста мировой экономики наблюдалось потепление отношений между странами и либерализация торговли. После кризиса 2008–2009 годов отношения резко поменялись. Мы наблюдали ежегодное постепенное нарастание нетарифных ограничений в международной торговле, рост неопределённости. Протекционизм только усугубил и без того вялый выход из кризиса 2008–2009 годов".
А из–за пандемии ситуация стала ещё хуже. Если в 2009 году G20 специально собирались, чтобы хотя бы объявить о совместных действиях, то в этом году не было даже и этого. "Это означает, что впереди будет, наверное, ещё более сложное десятилетие с экономиками, которые не настроены на сотрудничество", — считает Федюнина.
Всё это не могло не сказаться на крупнейших экспортно ориентированных отраслях СЗФО, к которым традиционно относятся лесопереработка, нефтехимия и металлургия. "Сталь, промышленные металлы, удобрения и продукция лесопереработки — всё это относится к так называемым “базовым материалам”, которые чрезвычайно чувствительны к мировой промышленной динамике и состоянию мировой экономики. Эти отрасли почувствовали замедление в предыдущие 2 года, ещё до коронавирусного кризиса, на фоне торговых конфликтов США с КНР и ЕС, чьи рынки остаются для них основными", — констатирует Алексей Калачев, аналитик ГК "Финам".
Даже лидер Рейтинга "ДП" — компания "Северсталь" в 2019 году притормозила темпы роста (+6% против +20% годом ранее). По сути, компания оказалась на первом месте не из–за прироста выручки, а из–за высокой рентабельности бизнеса, роста основных средств и умеренной кредитной нагрузки. Среди всех гигантов промышленности она была лучше готова к кризису, а потому и победила.