Еще в 2018 году международное маркетингово-аналитическое агентство прогнозировало, что к 2021 году совокупный оборот рынка оптики составит 136 млрд долларов, однако уже к сентябрю 2020-го только по продажам солнцезащитных очков индустрия достигла показателя в 147 млрд.
Рекордный уровень продемонстрирован, в том числе, благодаря локдауну — отмечает в своем докладе консалтинговая компания Grand View Research. Аналитики предполагают, что ежегодный рост выручки от реализации продукции будет составлять 8%, вплоть до 2027 года. В России, как и во всем мире, объем продаж увеличивается.
Новые решения
В период пандемии появилось несколько тенденций: в формировании предложения, в организации работы ретейлеров, в потребительском поведении.
Салоны оптики развили свои представительства в интернете — благодаря современным инструментам обработки изображений “примерять” очки в онлайн-режиме стало как никогда удобно, расширился перечень доступных услуг, активизировались процессы в соцсетях. Некоторые бутики в стремлении сохранить доход обращались к инструментам более доступного сегмента, не свойственным политике таких салонов в “обычные времена”: организовывали специальные предложения, снижали цены и устраивали sale. В апреле и мае был сделан особый акцент на линзы для работы с гаджетами.
Предложения люкс-формата уступили часть своих позиций премиальному классу. В первую очередь, из-за снижения спроса: люди с высоким уровнем достатка в нестабильной ситуации предпочли отказаться от приобретения новых роскошных аксессуаров. Премиум-сегмент привлек новую аудиторию из числа граждан со средними доходами, исходившую из принципа “скупой платит дважды”: качественная пара очков является гарантом безопасности для здоровья глаз, а также имеет более длительный срок эксплуатации.
Эксклюзивная закупка
После карантина сразу три фактора сработало на повышение интереса потребителя. Первый, как говорят аналитики, это желание людей быстрее вернуться к привычному образу жизни — а значит, больше времени проводить вне дома, что для современного человека подразумевает и заботу о здоровье глаз, и создание стильного образа. Второй — мода на новый фэшн-формат “маска + солнцезащитные очки”: не всякая оправа будет гармонично смотреться с тканевым аксессуаром на пол-лица, поэтому особую актуальность в текущий период приобрели определенные группы моделей. Третий — индивидуализация потребления как реакция на кризис.
В связи с этим салоны оптики после периода самоизоляции выбирают новый курс — на персонализированный сервис. Генеральный директор бутика эксклюзивной оптики Refaced Григорий Громов рассказывает: “Наша компания реализует стратегию глубокой индивидуальной заботы о каждом клиенте через инструменты расширенного премиум сервиса. Например, доступна услуга индивидуального посещения: салон закрывают под клиента для безопасности, создания атмосферы и сохранения конфиденциальности. Новое предложение — профессиональная примерка в домашних условиях со стилистом-консультантом: сотрудник доставляет 30 пар очков, предварительно выбранных с учетом запроса клиента. По телефону, через мессенджер клиент может оставить пожелания по формированию коллекции под его вкус. В том числе, мы учитываем это при закупках ассортимента”.
Еще одно нововведение Refaced — межнишевый подход в продажах: бутики предлагают клиентам окунуться в атмосферу искусства оптики, это не магазины в привычном понимании, а, скорее, музеи редких и уникальных моделей очков, эксклюзивных брендов, классических оправ в люксовых материалах и ручном исполнении. “Дело в том, что команда тщательно отбирает селекцию очков для каждого салона и онлайн бутика, — говорит Григорий Громов. — Эксклюзивность предложения — это фундамент текущего бизнеса. В коллекции есть нишевые и авангардные бренды, подлинный винтаж 70-80-90-х годов выпуска, сохранивший свои эксплуатационные и внешние качества на высшем уровне”.
И в этом смысле компания следует давно утвержденному закону рынка: для успеха следует найти нишу и “поймать волну”. Одни делают ставку на подготовку специалистов, другие — акцент на поставщиках и товаре. Бутики оптики Refaced объединяет в работе все стратегии: представляет обслуживание премиального класса и продукцию соответствующего сегмента.
Искренний сервис, грамотный выбор ценового сегмента, собственное производство очков, оправ и даже линз, развитие онлайн сектора — основные параметры, которые позволили многим салонам оптики достичь хороших показателей по продажам даже в условиях пандемии. Высоких — если в приоритет была поставлена персонализация предложения, поскольку локдаун масштабировал запрос потребителя на эксклюзивность. Специалисты считают, что именно адаптация к идее уникальности позволит рынку очковой оптики добиться нового рекорда в реализации продукции уже к концу года.