За фасадом успеха судостроителей тревожная изнанка. И даже газовым монополистам не гарантировано предсказуемое распределение госзаказа. Тонкости законодательства, практика кооперации и госфинансирования никому не дают спать спокойно.
В выборку попали промкомпании Северо–Запада с годовой выручкой от 10 млрд (сбытовые были исключены). Стабильность позиций Гознака — следствие профиля. "Северсталь–Метиз" продолжал сотрудничать со структурами РЖД. Занявший в прошлом рейтинге второе место Ижорский трубный завод в 2019–м госконтракты не заключал и связывал многомиллиардные надежды с "Газпромом" и 2020 годом.
Большие формы
Госзаказ по–прежнему кормилец для крупной промышленности, но не гарант спокойствия и устойчивого финансового положения. Петербургский Балтийский завод резко нарастил показатели госзаказа по сравнению с 2018–м. Хватило одного контракта — зато на 100 млрд (такова цена двух атомных ледоколов). Предприятие оказалось единственным участником закупки. Предыдущие обязательства оно приняло в 2012 и 2014 годах (строительство трёх ледоколов стоимостью 121,4 млрд). Однако изначальные сроки сдачи выдержать не удалось.
По мнению и экспертов, и представителей заказчика, проблемы были обусловлены чрезвычайно сильной технологической кооперацией. В "Росатомфлоте" причиной задержки называли то, что для строительства головного ледокола потребовалось время на воссоздание технологической линии (всего в строительстве принимали участие более 500 подрядчиков). Проблемой стало испытание турбин, которые после 2014 года пришлось переносить из Харькова на мощности "Киров–Энергомаша" (входит в структуру Кировского завода). Вопрос даже вылился в судебное разбирательство.
По итогам 2019 года чистый убыток Балтийского завода увеличился больше чем в 6 раз по сравнению с 2018–м (до 6,4 млрд), выручка сократилась почти на 20%, до 20,8 млрд. "Санкции заставили в том числе судостроение заново выстраивать кластер поставщиков. Где–то это работает лучше, где–то хуже, но тенденция на импортозамещение действительно набрала силу", — отметила декан Санкт–Петербургской школы экономики и менеджмента НИУ ВШЭ в Санкт–Петербурге Елена Рогова.
Будущее во льдах
Судостроительный завод "Пелла" в 2019 году получил подряд за 7,5 млрд на строительство ледокола для "Росморречфлота". Столь крупный заказ для областной компании в новинку, хотя определённый "ледовый" опыт у неё был, несмотря на основную специализацию (катера, рыбопромысловые и суда портового обслуживания) — верфь строила буксиры ледового класса. Эксперты рынка обращали внимание на то, что цена ледокольного контракта процентов на двадцать ниже той, что могли бы предложить другие игроки. Но "Пелла" оказалась единственным участником, кто подал заявку и победил в тендере. В 2018–м госконтракты компания не заключала.
Средне–Невскому судостроительному заводу миллиарды посулил уже 2020–й — в 2018–2019 годах суммы госзаказа колебались в районе 200 млн. Компания (как и Балтийский завод из группы "ОСК") по заказу Государственной транспортной лизинговой компании за 5,27 млрд взялась построить два теплохода "река — море". Суда планируется использовать на линии Красноярск — Дудинка — Красноярск. Необходимость обновления флота была прописана в транспортной стратегии Красноярского края.
Не всем нравится делиться
Ижорский трубный завод выпал из когорты лидеров по объёмам госзаказа: в 2018 году заключено контрактов на 12,8 млрд, в 2019–м — вообще никаких. В 2020–м ожидали порядка 24 млрд за счёт "Газпрома", которому потребовались трубы большого диаметра (ТБД) на 96 млрд рублей. Корпорация решила раздать всем сестрам по серьгам — заказчик использовал конструкцию выбора не одного, а сразу пяти победителей для распределения заказа между ними в разных объёмах (Ижорскому трубному заводу полагалось 25% закупки). Наблюдатели отмечали, что и победителей пять, и основных производителей ТБД в России ровно столько же. А недовольные пошли в ФАС, а потом "Газпром" — в суд, называя профессиональными жалобщиками тех, кто обратился к антимонопольщикам.
Возможность заключения нескольких договоров с разными поставщиками по итогам одной закупки предусмотрена 223–ФЗ, другое дело, что схема — отклонение от классического стандарта "один лот — один контракт", говорят эксперты. "Всё нестандартное сегодня априори вызывает повышенное и не в меру критическое внимание контролёра, который ратует за максимальную стандартизацию и унификацию закупочного инструментария заказчиков. Этим–то и пользуются профессиональные жалобщики, — комментирует руководитель департамента нормативно– правового регулирования B2B–Center Дмитрий Казанцев. — А цель этого механизма состоит как раз в защите и развитии конкуренции. Ведь если мы сегодня выбираем одного–единственного поставщика в крупном отраслевом подряде, то этим самым мы нередко создаём завтрашнего монополиста. Уж больно весомым конкурентным преимуществом является твой многомиллиардный контракт, особенно когда такого контракта нет у конкурента".
Материал подготовлен в рамках проекта "
Рейтинг промышленных предприятий — 2020
"