Парк электромобилей в России за полгода вырос на 26% и достиг почти 8 тыс. штук. Однако доля Северо–Запада в этом "пироге" остаётся весьма скромной — 4%.
Парк электромобилей в России к 1 июля составил 7925 штук (по сравнению с 6,3 тыс. в январе). На фоне других регионов доля Северо–Запада остаётся совсем небольшой и составляет около 4%, подсчитали в аналитическом агентстве "Автостат". Меньше, чем в СЗФО, электрокаров только на Северном Кавказе. Основной спрос в Петербурге приходится на модели сегмента премиум, говорят участники рынка.
Тысячные доли процента
По данным агентства, треть электромобилей страны "прописана" на Дальнем Востоке (2,46 тыс. штук), за которым следуют Сибирский и Центральный федеральный округа (1,81 тыс. и 1,37 тыс. соответственно).
Парк электрокаров на Северо–Западе составляет 319 штук. Таким образом, доля электромобилей от общего парка легковых машин в федеральном округе составляет 0,007% (0,018% в целом по стране). Больше всего электромобилей ожидаемо зарегистрировано в Петербурге (205), Ленинградской (44) и Калининградской (21) областях.
Львиная доля (63%) всех электрокаров Северо–Запада представлена одной моделью — Nissan Leaf. На 1 июля в регионе зарегистрировано 202 экземпляра этой модели. Электромобилей Tesla числится 55 единиц, из которых 34 — это Model S, 20 — Model X и один — Model 3. Жители СЗФО также являются владельцами 29 электромобилей Mitsubishi i–Miev и 18 Jaguar I–Pace. Остальные автомобили зарегистрированы в более скромном количестве: BMW I3 — шесть, Renault Twizy — пять, Lada El Lada — три, Hyundai Ioniq — один.
Изначально электромобили были не средством сэкономить, а, скорее, возможностью продемонстрировать современность компании. Например, Nissan Leaf и Mitsubishi i–Miev закупались для передвижения внутри "Сколково" или Олимпийского парка, вспоминает один из участников рынка. Вслед за ними подтянулись и трендсеттеры–одиночки — обеспеченные люди, которые интересуются новыми технологиями, говорит он.
Успели опробовать в Европе
У рынка электромобилей действительно большой потенциал. В августе 2020 года продажи новых электромобилей в России выросли на 62%, до 81 единицы (по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года, когда было реализовано 50 электрокаров). Лидером месяца стал дебютант на российском рынке — кроссовер Audi e–tron (29 штук), стоимость которого начинается от 5,77 млн рублей.
В Петербурге эту модель продаёт только один дилер — "Ауди Центр Лахта", входящий в холдинг "Максимум". В компании не раскрывают результаты продаж этой модели, но рассказали о её покупателях. "По первым продажам мы видим, что e–tron интересуются преимущественно клиенты с высоким уровнем дохода. Как правило, они имеют в семье несколько автомобилей премиальных и люксовых марок", — говорит директор дилерского центра "Ауди Центр Лахта" Андрей Лапко. Зачастую покупатели уже успели опробовать электромобили в Европе и Америке и теперь хотят иметь такую машину в России, отмечает он. Сейчас компания согласовывает расширение плана поставок Audi e–tron для рынка Северо–Запада, резюмирует Лапко.
Обеспеченные петербуржцы проявили интерес и к модели Porsche Taycan, старт продаж которой намечен на ноябрь. При этом заявки на неё автодилеры начали собирать ещё в августе прошлого года. "Мы получили предзаказов намного больше, чем ожидали. Безусловно, интерес к автомобилю возрос после презентации и первых тест–драйвов. Сейчас количество заказов уже приближается к 50", — рассказал "ДП" директор по продажам автомобилей Porsche автосалона "Порше Центр Пулково" Андрей Новиков. Он уточняет, что первые 10 автомобилей клиентам в Петербурге передадут до конца текущего года.
О возрастающем интересе к электромобилям говорит и то, что автоконцерны стали выпускать всё больше новых моделей. И на рынке появляются относительно недорогие варианты. Так, в сентябре в Москве презентовали электромобиль JAC iEV7S, который намерен стать самым доступным электрокаром в России. Его цена начинается от 2,3 млн рублей.